Когда в карандаше прорисованы были четыре картины, которые должны были составить фриз длиной в двадцать пять метров, Васнецов стал писать их в натуральную величину маслом на холстах.
На первом холсте - вход в пещеру. У входа племя первобытных людей; одни отдыхают, другие работают. Женщины выделывают шкуры зверей, около них дети. Огромный мужчина несет убитого на охоте медведя, другой стреляет из лука, кто-то сверлит отверстие в камне. В стороне на солнце греется древний старик.
На втором холсте в центре во весь свой гигантский рост стоит вождь племени с копьем и вскинутой на плечи кувалдой. Вокруг разные люди: они обжигают горшки, долбят лодку, добывают огонь, делают наконечники для стрел... Подальше девушка, вытащив огромную рыбу, пляшет от радости.
Третий холст - охота на мамонта. Мамонта загнали в яму. Мужчины, женщины, дети - все участвуют в охоте, добивают зверя копьями, стрелами, бросают в него камни. Последний, четвертый холст - пиршество. Доисторические люди поедают мамонта после удачной охоты.
Новая тема, над которой работал Васнецов, поставила перед ним и новые живописные задачи, которые он разрешил прекрасно. Ему удалось выдержать колорит картин в суровых, приглушенных тонах, найти новые и смелые сочетания красок - коричнево-красных, черных, серо-синих, зеленоватых.
К началу осени заказ Исторического музея в основном был закончен. В холодной мастерской плохо сохли краски, и пришлось картины переправить в большой дом. Виктор Михайлович с братом Аполлинарием перенесли на себе огромные полотнища, наколоченные на длинные палки.
Когда краски просохли, холсты, свернутые в трубки, перевезли в Исторический музей, где рабочие наклеили все картины на стены Круглого зала.
Места стыков Васнецову пришлось заделывать, пришлось и кое-что прописать заново, учитывая новые условия освещения: в Круглом зале было темнее, чем в абрамцевской мастерской. Картины так хорошо удалось наклеить, что они совершенно слились со стеной и создавалось впечатление, будто они написаны на стене.
Но Васнецов все чем-то был недоволен, день за днем делал все новые поправки, и прошло еще несколько месяцев, прежде чем в левом углу последней картины - фриза появилась подпись: «Виктор Васнецов. 1885 год 10 апреля» - дата окончания фриза.
Чувство какой-то опустошенности охватило художника, когда убрали леса, ушли рабочие и он остался наедине со своей картиной. Все было позади - и ежедневный тяжкий труд, и часы истинного вдохновения, и радость неожиданных открытий, и горькое сознание недостаточности своих сил... И вот он свободен.
Снова возвращается к своим «Богатырям», снова полон творческих замыслов, но так, по словам друзей, «отравил его «Каменный век», что он спал и видел роспись больших стен».
В апреле 1898 года работа над картиной «Богатыри» была закончена. Картину купил Третьяков и перевез в свою галерею. Расставаться с картиной было особенно трудно и грустно - ведь с нею художник прожил почти двадцать пять лет, она была любимым его детищем, к ней «всегда влеклось сердце и тянулась рука!» - как он говорил. И он знал еще, что эта картина была его «творческим долгом, обязательством перед родным народом», и вот теперь он этот долг ему отдавал.
...Крепкой богатырской заставой стоят три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Посередине на вороном коне - «атаман большой Илья Муромец, крестьянский сын». Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскаленным глазом. С таким конем не пропадешь: «С горы на гору он перескакивает, с холмы на холму перемахивает». Тяжело повернулся Илья в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рукавице приставил к глазам, а на руке «палица булатная сорока пудов». Зорко, сурово смотрит он вдаль, приглядывается, нет ли где врага. По правую его руку на белом мохнатом коне - богатырь Добрыня Никитич, вынимает из ножен свой длинный, острый меч-кладенец, а щит у него горит, переливается жемчугами, самоцветами. Налево от Ильи - на золотистом коне - самый младший богатырь, Алеша Попович. Смотрит он лукаво красивыми, ясными глазами, вынул из цветного колчана стрелу, приладил к звонкой тетиве тугого лука, а у седла висят гусли-самогуды.
Одеты богатыри в богатые, красивые одежды, закованы в брони крепкие, на голове у них шлемы. День осенний, серый - небо низкое, по небу ходят облака; примята трава под ногами коней, нежно зеленеют елочки. Широко раскинулась перед богатырями вольная русская степь, а за ними леса дремучие, холмы и горы, города и села - вся родная страна. Русь.
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное...
Когда Лев Николаевич Толстой увидел картину «Богатыри», он сказал Васнецову навсегда запомнившиеся, дорогие ему слова: «Я особенно никогда не задумывался, какими в жизни были наши богатыри, но, увидав Ваши картины, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли и никакими другими, в представлении народа, быть не могли». А В.В.Стасов в одной из своих статей писал, что ни одна картина Васнецова «не была так закончена, так выработана, как эта. Ни одна тоже так не была написана красками, как нынешняя. Тут он положил все свое знание и все свое умение... Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из самых первейших мест». И он желал Васнецову «еще далее и далее идти непоколебимо, бодро и храбро со своими русскими, настоящими русскими картинами».
С тех пор прошло много лет. Со всех концов Советского Союза, со всех сторон земли приезжают в Москву люди и, осматривая древнюю нашу столицу, непременно побывают в Третьяковской галерее. В васнецовском зале они прежде всего подойдут к картине «Богатыри», и картина эта понятна всем, потому что «язык этой картины-баллады прост, величав и могуч; его прочтет каждый русский с гордостью, каждый иностранец с опаской, если он враг, с чувством спокойной веры в такую мощь - если он друг» - так очень хорошо сказал советский художник Василий Николаевич Яковлев.
В конце 1898 года, в год, когда картина «Богатыри» заняла свое место в галерее, умер Павел Михайлович Третьяков. Смерть его была большим горем для русских художников - из жизни ушел добрый, заботливый друг, замечательный человек, беззаветно преданный русскому искусству. Вместе со всеми тяжело переживал это горе Васнецов. Последние годы он реже бывал в семье Третьяковых - тяжело болела Вера Николаевна Третьякова, повыходили замуж и разъехались в разные стороны дочери и прекратились музыкальные вечера, которые он так любил.
Распался и кружок Мамонтовых. В Абрамцеве и в московском доме все реже собирались друзья, не было прежнего молодого, шумного веселья, не было ни спектаклей, ни литературных чтений, ни горячих споров. И Васнецов очень жалел об этом. Но благодарность за прошлое навсегда осталась в его душе. «Я никогда не забывал и, конечно, никогда не забуду, что мне, и как художнику и как человеку, дали семьи Третьяковых и Мамонтовых», - постоянно говорил он.
Новые люди входили в жизнь Васнецова: Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, А.М.Горький, Ф.И.Шаляпин... Ближе сошелся он с художниками М.В.Нестеровым, В.И.Суриковым... Репина уже давно не было в Москве, и только в редкие свои приезды навещал он Васнецова. Почти не жил в Москве и Поленов, которому Виктор Михайлович не забыл подарить обещанный эскиз «Богатырей».
Брат Аполлинарий Михайлович был известным художником, крупным ученым-историком, археологом. Чем старше он становился, тем сильнее увлекала его история Москвы XVI-XVII веков. Он, казалось, видел это прошлое: московские улицы, площади, Кремль, мосты через Москву-реку, заставы у деревянного города - всю жизнь старой, навсегда ушедшей и всегда нежно любимой им Москвы. Из глубины седых веков он переносил эту жизнь на свои поэтические и достоверные рисунки, картины. «Какой он молодец! Какое воображение!» - говорил о нем Репин. А когда Виктор Михайлович увидел декорации к опере «Хованщина», которые сделал брат, он пришел в восторг и написал С.И.Мамонтову: «Аполлинарий отличился, верно, точно, а главное, до мелочей пронизано духом времени! Недаром он в нашей семье числится ученым. Ни к чему не придерешься! Документы, и притом найденные душой и сердцем художника!»
стр.1 -
стр.2 -
стр.3 -
стр.4 -
стр.5 -
стр.6 -
стр.7 -
стр.8 -
стр.9 -
стр.10 -
стр.11 -
стр.2 -
стр.13 -
стр.14 -
стр.15 -
стр.16 -
стр.17 -
стр.18.
Продолжение...