Другие образы и темы
Другие образы и темы в картинах Аполлинария Васнецова


Аполлинарий Васнецов. Элегия, 1893

Кроме монументально-эпических картин, воспевших природу Урала и Сибири и принесших Васнецову известность и признание, он создал еще немало пейзажных работ, связанных с иными мотивами. Материал для них он получал в многочисленных поездках по России и Европе.
Начиная с 1885-1886 годов Васнецов неоднократно посещал Украину и Крым, в 1895 году был на Кавказе, длительные поездки в Европу (Франция, Италия, Германия, Швейцария) совершал в 1898-1899 и 1912 годах.

Большое количество этюдов составляло своеобразный фонд, из которого живописец черпал мотивы для своих больших полотен. Внимательное изучение натуры было связано у Васнецова с пытливым интересом ученого-естествоиспытателя.

С другой стороны, природа давала художнику впечатления, которые он мог воплотить в сложные романтико-символические образы. Такова картина «Элегия», написанная в 1893 году и навеянная воспоминаниями о Крыме. Состояние вечерней сумрачной природы навевает особое ощущение грусти и одиночества. Это было живописным выражением модных тогда настроений «конца века», в которых звучали разочарование, тоска и обреченность.
Поэтические параллели подобным переживаниям можно найти у Валерия Брюсова:

Мне снится прошлое. В виденьях полусонных
Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц.
Есть много светлых дум, погибших, погребенных, -

Как странно вновь стоять у темных их гробниц
И мертвых заклинать безумными словами!
О тени прошлого, как властны вы над нами!

Отголоски подобных настроений есть и в других философски-романтических работах Васнецова, таких, как «Северная элегия» (1897) или «Отзвуки минувшего» (1901). Следует, однако, отметить, что философские размышления о смысле жизни и ее конечности носят в картине «Элегия» более реальный, а не мистически обреченный характер. Живописный образ здесь связан с античными мифологическими представлениями и несет стоически-просветленные переживания.

Огромное впечатление на художника произвела природа Кавказа. «Поездка на Кавказ, - писал он, - дала мне возможность видеть проявления стихийных сил природы в их кульминационном пункте. Нагроможденные друг на друга скалы, пропасти, вечные снега и тучи, ползущие по скалам, дали мне темы для картин». Галереи: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Большой вклад внес Аполлинарий Васнецов в развитие русского театрально-декорационного искусства конца XIX - начала XX века. Интерес к театру зародился у него в 1880-е годы в Абрамцевском кружке, в котором у художников возникла идея устройства домашних спектаклей. Из семейного театра выросла Московская частная опера Саввы Мамонтова. Художники, а в их числе были Виктор Васнецов, Василий Поленов, Валентин Серов, Михаил Врубель, Константин Коровин и другие, совершили переворот в области театральной декорации. Родились новые принципы оформления. Художник превратился в активного участника сценического представления, определяющего изобразительный строй спектакля, его художественную значимость. Живописная театральная декорация и костюмы стали явлением большого искусства.

Поначалу Аполлинарий Васнецов выступал здесь в качестве исполнителя; самостоятельной этапной работой для него стали декорации к опере Модеста Мусоргского «Хованщина», созданные в 1897 году для Московской частной оперы Мамонтова. Оформление первого действия оперы «Красная площадь» вводило зрителя в жизнь Москвы конца XVII века. Значительное место занимает здесь архитектурный пейзаж с громадами Кремля и Покровского собора. Художник искал и нашел в оформлении спектакля точное живописное соответствие музыкальному вступлению к опере - замечательному «Рассвету на Москве-реке».

Ярко выражен русский национальный характер и в эскизе «Стрелецкая слобода», где изображена центральная площадка стрелецкого посада в Замоскворечье. Его деревянные постройки затейливо украшены деревянной декоративной резьбой. Как отмечалось, работа над «Хованщиной» укрепила Васнецова в намерении глубоко изучить прошлое Москвы. Интересно отметить, что если для других русских художников работа в театре являлась продолжением и развитием их станкового творчества, то для Васнецова все было наоборот. Отталкиваясь от сценических образов, он и создал в своих живописных и графических произведениях жанр историко-архитектурного московского пейзажа. Затем последовали декорации к операм Римского-Корсакова «Садко» (1900), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907), «Царская невеста» (1912). В 1904 году вместе с Коровиным Аполлинарий Васнецов оформил финал оперы Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». С ним же в 1907 году в Большом театре были созданы декорации к «Снегурочке» Римского-Корсакова. В 1912 году появились эскизы к «Опричнику» Чайковского. И в них важную роль играла древнерусская архитектура. Кроме того, Аполлинарий Васнецов сотрудничал в эти годы с Народным городским театром, организованным Поленовым. За свою большую творческую жизнь Васнецов создал огромное количество живописных этюдов. На раннем этапе они служили сначала средством овладения техническими возможностями живописи, а затем стали играть вспомогательную роль, образуя основу его «сочиненных» монументальных полотен. Таковы этюды с мотивами природы Абрамцева, Финляндии, Крыма, Урала и Кавказа. Но очень скоро живописные наброски видов Франции, Италии, Германии, Швейцарии, серии этюдов облаков, виды Новгорода, Пскова, Москвы и Подмосковья стали обретать самостоятельную художественную ценность. Их широкая и смелая манера письма по своей поэтике и стилистике относится к московской живописной школе позднего импрессионизма начала XX века.

(Автор текста - Вячеслав Филиппов).

Далее...


Аполлинарий Васнецов - Баллада. Урал, 1897