• Биография Васнецова
  • Темы Урала и Сибири
  • Монография Васнецова
  • Хроника жизни
  • Путь к вершинам
  • Закат жизни
  • Литература
  • Галерея картин
  • Шедевр «Озеро»
  • Старая Москва
  • Другие образы
  • Нестеров о Васнецове
  • Бенуа о Васнецове
  • Маковский о Васнецове
Галерея картин
На главную  -  Картины художника  -  Урал. Синяя гора  -  Родина  -  Гонцы. Ранним утром в Кремле  -  Северный край  -  Новодевичий монастырь  -  Озеро  -  Горное озеро. Урал  -  Сибирь  -  После дождя  -  Крымский пейзаж  -  Скит  -  Галереи
Аполлинарий Михайлович Васнецов. Галерея картин художника - Озеро, 1902
озеро
Озеро, 1902
Русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов
«Озеро» - вершина пейзажного наследия Аполлинария Васнецова. Тончайшая гамма разнообразных градаций зеленого цвета, его перламутрово-серебристых оттенков и контрастных охристых вкраплений доносит очарование холодной северной природы. Обобщение пластических форм позволяет создать ощущение мира, связанного с чем-то нереальным, сказочным. Выразительно причудливое, почти неправдоподобное переплетение мохнатых, раскидистых лап деревьев, четко вырисовывающееся на фоне неба. Известная доля декоративной условности, резкость контрастов светлых и темных тонов усиливают выразительность и необычность природы. В своем символическом подтексте картина «Озеро» содержит идеи соотношения природы и человека. Вечная жизнь земли, воды и неба противопоставлена бренности человеческого бытия. Величие Матери-земли и воды как символа времени, в котором утонули поколения людей, подчеркивает незначительность действий человека в этой среде. Некоторые исследователи, начиная с Александра Бенуа, усматривали в пейзажах Аполлинария Васнецова влияние скандинавских художников, произведения которых часто экспонировались на выставках общества «Мир искусства». Надо сказать, что художник при общей близости к приемам и формам развивающегося тогда стиля модерн нашел свой оригинальный язык, по-своему выразил эпичность, сказочность и национальное своеобразие северной русской природы.

У озера печального - цветы,
В сиянье первозданной красоты.
Вот, этим летом выросли опять,
Хотят, быть может, что-то мне сказать...

А лес угрюмый всё стоит стеной,
Молча таинственною синей тишиной...
Быть может спит, а, может, что-то ждёт...
Скорее - просто сказку стережёт.

О чём же сказка? Что таит вода?
Печально озеро - не видно ни следа...
Поведай, что под тёмною водой?
Какую тайну унесло с собой?

Я знаю, что-то хочешь рассказать,
Чтоб мы о чём-то вспомнили опять...
Быть может, вовсе ты и не молчишь -
Цветами чистыми со мною говоришь...

Ты помнишь - был такой же летний день,
У леса воду пил прохладную олень,
А на лужку здесь девочка играла,
Она цветы в охапку собирала,

Плела венок, и звонко песню пела,
Над нею в небе орлица летела,
Лошадка мирно белая паслась,
А возле - кошка сладко улеглась :)

Казалось - всё светло и беззаботно,
И тьмы озёрной не было холодной.
И лес какой-то чистый и рассветный,
И ветерок не колкий, а приветный...

Селенье было там, и люди жили,
И, как-то они жизнью дорожили,
Любили солнце, и любили свет -
Так было много - много лет...

И озеро жило, не тосковало,
В луче рассветном - музыка звучала...
И каждый рисовал свою картину,
И всё в мечте сливалось воедино.

Потом... ушли оттуда люди в города...
Нет, не хочу! Хочу я вновь туда!
Где воздух чист, лесной где аромат,
Где ночью звёзды с неба говорят,

Где в озере - зеркальная вода.
Хочу я там остаться навсегда!
Хочу, как раньше, светлые мечты...
Как эти трепетные белые цветы...

(C) С.Ч., 2013

Теги сайта: Озеро. Известная картина художника Васнецова. Загадочный, мистический, волшебный пейзаж в живописи, персональный сайт художника, галерея изобразительных искусств, биография художника.

Чистый дух в океане лжи, обмана, эгоизма и лицемерия:

Александр Бенуа, хорошо знавший Аполлинария, так вспоминал о нем: «Мне нравились его довольно наивные, и все же убедительные затеи «возрождения» прошлого обожаемой им Москвы и его попытки представить грандиозность и ширь сибирской природы. Познакомившись с ним поближе, я поверил в абсолютную чистоту его души, а также в тождество его духовной природы и его искусства. Да и наружность у «Аполлинаши» удивительно соответствовала его творчеству. Что-то девичье-чистое светилось в его несколько удивленном взоре, а его довольно пухленькие «ланиты» (слово это как-то особенно сюда подходит) рдели таким румянцем, какого вообще не найдешь у взрослых людей и у городских жителей... Прелестен был и его «сибирский» овор, еще более дававший впечатление чего-то истинно русского, нежели говор москвичей».

« на предыдущую страницу-вся галерея художника-на следующую страницу »

150-летию художника
Аполлинария Васнецова посвящается
» xraycars.ру
www.vasnec.ru, 2008-2014
по всем вопросам – app@vasnec.ru