Картина "Озеро"
Вершина творчества Аполлинария Васнецова - картина "Озеро"


Аполлинарий Васнецов. Озеро, 1902

Особое место в творчестве Аполлинария Васнецова занимает картина «Озеро», прозвучавшая своеобразной «лебединой песней» его пейзажа. В это время художник создавал декорации к опере Сергея Василенко «Град Китеж».

Работа над образом невидимого града Китежа, скрывшегося при нашествии татар на дне озера Светлояр, несомненно, оказала влияние на художественный строй этой картины.

Безмолвны холодные светлые воды озера. Как древние стражи его тайны обступили его со всех сторон раскидистые замшелые деревья. Странные белые цветы выросли на краю этого озера. Одинокая женская фигура, собирающая их, торжественно застыла, склонившись за очередным цветком.

Интимному, камерному, казалось бы, мотиву живописец придал значительность, своеобразно монументализируя лирическое переживание.
Художник Нестеров назвал эту картину «величественным реквиемом». И в самом деле, кажется, что эта женщина не просто рвет цветы, а собирает, двигаясь неслышными шагами, венок на чью-то могилу. Галереи: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Необъяснимая притягательность, гипнотизирующее очарование исходят от картины. Достигается это тем, что реальный вид природы оказывается тесно переплетенным с нереальным, сказочным моментом, который передан и художественным строем пейзажа, и его символическим подтекстом.

Пейзаж, основанный на мотивах былин и древних сказаний, волнует нас нераскрытостью тайны этого озера. Но именно оттого, что сказка не рассказана до конца, не показаны ее герои, пейзаж кажется таким чарующим и загадочным. Именно это озеро могло похоронить Китеж и теперь вечно стережет его секреты.

По живописным качествам «Озеро» - вершина пейзажного наследия Аполлинария Васнецова. Тончайшая гамма разнообразных градаций зеленого цвета, его перламутрово-серебристых оттенков и контрастных охристых вкраплений доносит очарование холодной северной природы.

Обобщение пластических форм позволяет создать ощущение мира, связанного с чем-то нереальным, сказочным. Выразительно причудливое, почти неправдоподобное переплетение мохнатых, раскидистых лап деревьев, четко вырисовывающееся на фоне неба. Известная доля декоративной условности, резкость контрастов светлых и темных тонов усиливают выразительность и необычность природы.

В своем символическом подтексте картина «Озеро» содержит идеи соотношения природы и человека. Вечная жизнь земли, воды и неба противопоставлена бренности человеческого бытия. Величие Матери-земли и воды как символа времени, в котором утонули поколения людей, подчеркивает незначительность действий человека в этой среде.

Некоторые исследователи, начиная с Александра Бенуа, усматривали в пейзажах Аполлинария Васнецова влияние скандинавских художников, произведения которых часто экспонировались на выставках общества «Мир искусства». Надо сказать, что художник при общей близости к приемам и формам развивающегося тогда стиля модерн нашел свой оригинальный язык, по-своему выразил эпичность, сказочность и национальное своеобразие северной русской природы.

«Озеро» завершало путь Аполлинария Васнецова как пейзажиста, мастера эпического жанра.

(Автор текста - Вячеслав Филиппов).

Далее...