Надежда Шер о В.Васнецове
Надежда Шер. Художник-передвижник Виктор Васнецов, брат Аполлинария Васнецова
Однажды зимой Репин познакомил Васнецова с Саввой Ивановичем Мамонтовым. Крупный промышленник, человек исключительно одаренный, он был неплохим скульптором, музыкантом, страстно любил театр.
В его доме, так же как у Третьяковых, собирались художники, актеры, музыканты, часто ставились домашние спектакли, устраивались литературные чтения.
«В первый же вечер я, человек в те времена очень необщительный и застенчивый, стоял уже на домашней сцене в живой картине «Видение Маргариты Фаусту» в виде Мефистофеля...
И ведь никто меня не принуждал к этому, а просто фигура моя показалась подходящей... и готово!» - вспоминал позднее Васнецов.
Так началось знакомство, а затем и дружба со всей семьей Мамонтовых.
Жилось в эти годы Васнецовым очень трудно: семья росла, картины оплачивались плохо, денег постоянно не хватало. Не раз случалось закладывать единственную ценную вещь - серебряные часы - или брать взаймы у приятелей, хотя они и сами часто сидели без денег. Но к этим житейским невзгодам Васнецов и его жена умели относиться стойко.
Жить стало полегче, когда Павел Михайлович Третьяков купил для своей галереи картину «После Игорева побоища», а Мамонтов заказал несколько новых картин. Он заканчивал тогда строительство Донецкой железной дороги - первого железнодорожного пути к Донецкому бассейну - и мечтал украсить правление московского вокзала картинами хороших художников. «Надо приучить глаз народа к красивому на вокзалах, в храмах, на улицах», - говорил он.
Украсить правление московского вокзала картинами? Какими? Задача Васнецову предстояла трудная. С самого начала ему ясно было одно: каждая картина должна рассказать зрителям о большой любви русского народа к родине, о смелых его дерзаниях, мечтах и надеждах.
Вот пробуждается к жизни богатый Донецкий край, и Васнецову представляются картины далекого прошлого этого края: широкие донские степи, кочевники, которые несколько веков назад нападали на русские земли, грабили их, брали в плен людей. И вот битва... Несутся кони. Огромный вороной конь встает на дыбы перед маленькой, степной лошадкой врага. Сейчас враг бросит копье и нанесет смертельный удар, но русский воин отразит удар. А по полю уже с обеих сторон скачут на выручку воины... Это «Битва славян с кочевниками». Все в ней движение, вихрь, вся она красочная, яркая, стремительная.
Вторая картина расскажет сказку, которую не раз слышал Васнецов в детстве. Это сказка о том, как три брата искали невесту. Старший искал - не нашел, средний искал - не нашел, а младший, которого звали Иванушка-дурачок, нашел заветный камень, отодвинул его и попал в подземное царство, где жили три царевны - Золота, Драгоценных камней и царевна Меди. Так появилась картина-сказка «Три царевны подземного царства».
Стоят три царевны у темной скалы. Старшие - в богатых нарядах, усыпанных драгоценными камнями; младшая - в черном платье, и на голове, в черных ее волосах, горит уголек в знак того, что неисчерпаемы недра Донецкого края. Васнецов здесь допустил некоторую вольность и царевну Меди превратил в царевну Уголь. По сказке, младшая царевна выходит замуж за Ивана-дурака.
Героем следующей картины Васнецова - «Ковер-самолет» - будет этот Иванушка-дурачок - прекрасный царевич. Над ним всегда смеются старшие братья. А он, когда приходит беда, преодолевает все препятствия, и его умное, доброе сердце побеждает зло, как солнце побеждает тьму. Ему удается разбудить спящую красавицу, рассмешить царевну Несмеяну, добыть жар-птицу, которая приносит людям счастье.
...Высоко в небе летит ковер-самолет и крепко держит Иван-царевич жар-птицу в золотой клетке. Как огромная птица, распластал ковер-самолет свои крылья. В страхе улетают от неведомой птицы ночные совы...
Когда Васнецов писал эту картину, вспоминался ему тот первый русский человек, барский холоп, который на сделанных им самим крыльях еще во времена Ивана Грозного пытался с высокой башни взлететь в небо. И пусть он погиб, пусть люди осмеяли его тогда за дерзкую попытку, но никогда не исчезнут гордые мечты о полетах в небо, и всегда волшебный ковер-самолет будет вдохновлять людей на подвиги.
Четвертой картиной, написанной по заказу Мамонтова, была картина «Витязь на распутье». О такой картине Васнецов думал давно, еще в Петербурге, когда слушал, как студент Савенков читал одну из былин об Илье Муромце. От того времени сохранились карандашные наброски, позднее были сделаны рисунок пером и акварель на ту же тему. А теперь написана большая картина.
...У придорожного камня на белом могучем коне остановился богатырь- витязь в богатых доспехах, в шлеме, с копьем в руке. Вдаль уходит бескрайная степь с разбросанными по ней валунами. Догорает вечерняя заря; на горизонте светлеет красноватая полоса, и последний слабый луч солнца чуть золотит шлем витязя. Поле, на котором когда-то бились воины, поросло ковыль-травой, белеют кости погибших людей, животных, а над полем черные вороны. Витязь читает надпись на камне:
«Как прямо ехати -
Живу не бывати:
Нет пути ни прохожему,
Ни проезжему, ни пролетному».
Дальше строки скрыты под травой и мхом. Но витязь знает, о чем они говорят:
«Направу ехати - женатому быти,
Налеву - богатым быти».
Какой же путь изберет витязь? Васнецов уверен - зрители сами «дочитают» картину. Славный русский витязь не ищет легких путей; он выберет трудный, но прямой путь. Все другие пути ему заказаны. Вот сейчас отряхнет он ненужные мысли, подымет повод, пришпорит коня, и понесет его конь на битвы за русскую землю, за правду...
стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6 - стр.7 - стр.8 - стр.9 - стр.10 - стр.11 - стр.2 - стр.13 - стр.14 - стр.15 - стр.16 - стр.17 - стр.18.
Продолжение...