• Биография Васнецова
  • Темы Урала и Сибири
  • Монография Васнецова
  • Хроника жизни
  • Путь к вершинам
  • Закат жизни
  • Литература
  • Галерея картин
  • Шедевр «Озеро»
  • Старая Москва
  • Другие образы
  • Нестеров о Васнецове
  • Бенуа о Васнецове
  • Маковский о Васнецове
Галерея картин

Аполлинарий Васнецов прошел в искусстве свой собственный, ни на кого не похожий путь, создал свой мир художественных образов. Он вошел в историю русской живописи и как мастер монументально-эпического пейзажа, воспевшего природу Урала и Сибири, и как создатель историко-бытового жанра, показавшего древнюю Москву. Аполлинарий Васнецов был скромным и спокойным человеком. Как это часто бывает, большая культура и эрудиция сочетались в его натуре со спокойной уступчивостью и мягкой незлобивостью. Ни разу он не повысил ни на кого голоса, не позволил себе резкости.

Мягкий и уживчивый характер не давал возможности наживать врагов, хотя он и умел постоять за себя, за свои принципы и убеждения. Таким рисуют нам Аполлинария Васнецова многочисленные воспоминания и рассказы современников. Вот что, например, вспоминал хорошо знавший его Александр Бенуа: «Весь он был, как «красная девица»: поминутно краснеющий, робкий и в то же время доверчивый и удивительно наивный. В целом он производил необычайно милое впечатление». Васнецов страстно любил природу. И не просто любил, а прямо-таки обожествлял. Своеобразный пантеизм заставлял его бросать все дела в городе и бежать в природу, отдаваясь ей всем сердцем. К тому же художник не мог усидеть на одном месте. Тяга к перемене мест владела им. Он был человеком из той странной породы романтиков-землепроходцев, которые бродят по земле в поисках красоты и поэзии. 1890-е годы были для Аполлинария Васнецова звездным часом.

В своем творческом росте он достиг вершин. Широк и разнообразен круг его увлечений: в эти годы он создал лучшие свои пейзажи, совершил путешествия в Крым, на Кавказ и по Европе, написал множество этюдов, начал работать в области иллюстрации и театрально-декорационной живописи, приступил к разработке темы старой Москвы. Подведением итогов, завершением цикла монументально-эпических картин на темы Урала и Сибири стало полотно «Северный край. Сибирская река» (1899). С большой высоты развернута широкая панорама сибирских просторов. Полноводная, величавая река плавно уходит в пропадающую за горизонтом даль.

В ее спокойных, ничем не затуманенных светлых водах отражается светло-голубое небо и розовые облака, озаренные отблесками заката. Кажется, нет конца безбрежному морю леса с его сине-зелеными волнами холмов. Великолепно обыграно контрастное соотношение бесконечных лесных массивов и старой замшелой пихты на переднем плане, четкий силуэт которой вырисовывается на фоне неба. Природа застыла в ожидании ночи. Внутренняя напряженность цветовой гаммы картины хорошо передает эту взволнованность ожидания темноты. Отблески затухающего багрового заката в последний раз озарили пейзаж. Прекрасна гармония синеватых, ярко-розовых, зеленых и пепельно-серых красок. Темно-зеленые тона тайги расцвечены ярким цветом молодых сосен, и потому нет в сибирской тайге пугающей человека черноты и дикости.

  • Картины 1
  • Картины 2
  • Картины 3
  • Картины 4
  • Картины 5
  • Картины 6
  • Торг около Кремля, 1930
  • Шум старого парка, 1926
  • Вид из Ласточкиного гнезда. Крым, 1924
  • Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века, 1922
  • Пруд. Демьяново. Близ Клина, 1917
  • Цветущий луг, 1882-1885
  • Царский пруд. Демьяново, 1903-1917
  • Троице-Сергиева лавра, 1908-1913
  • Абрамцевские дали, 1880-е
  • Москва при Иване Грозном. Красная площадь, 1902
  • Кирилло-Белозерский монастырь, 1915
  • Чаша моря, 1924-1925
  • В Московском Кремле
  • Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке, 1926
  • Новодевичий монастырь. Собор, 1926
  • Уральский пейзаж, 1890-1891
  • Церковь Цминда Самеба. Кавказ, 1895
  • Ротонда Миловида в Найденовском парке. Москва, 1920-е
  • Ротонда Миловидав Найденовском парке. Москва, 1920-е
  • Медведчики (развлечение).Старая Москва, 1911
  • Осенняя ветка, 1910-е
  • Сумрачный день, 1919
  • Пушечно-литейный двор на реке неглинной, 1918
  • Рыбаки, 1886-1887

150-летию художника
Аполлинария Васнецова посвящается
» Торжество православия в 2020 году и другие года.
www.vasnec.ru, 2008-2014
по всем вопросам – app@vasnec.ru