Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

Глава первая


Творчество Аполлинария Михайловича Васнецова, выдающегося русского художника-пейзажиста, занимает одно из видных мест в истории русского искусства конца XIX - начала XX века.
А.М.Васнецов вступил на художественное поприще в конце XIX века, прочно связав свою судьбу с передовым реалистическим искусством того времени. Сформировавшись как художник в Товариществе передвижных художественных выставок, он вошел затем зрелым мастером-реалистом в Союз русских художников, продолжая и в нем борьбу за высокие принципы демократического искусства.
Искусство Васнецова глубоко национально и демократично. Оно питалось источниками, уходящими в самую глубину народной жизни. Русская природа, жизнь народа, его история - основные темы в живописи художника.
Васнецов - большой, самобытный художник. Его деятельность была весьма многогранной. Замечательный мастер эпического и исторического пейзажа, он также написал несколько научных работ по теории искусства, истории, археологии. Эти работы, интересные сами по себе, способствовали обогащению и углублению содержания его художественных произведений.
Величественная природа Урала и Сибири, все бескрайние просторы, своеобразная красота суровых горных хребтов, покрытых лесами, и широких полноводных рек предстают перед нами в эпических пейзажах Васнецова.
Изображение старой Москвы составляет вторую основную сторону наследия художника. Он написал более ста картин из истории древней русской столицы начиная со времени основания города в XII веке до XVII века. Галереи: 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Исторические пейзажи Васнецова созданы на серьезном научном фундаменте, на основе внимательно изученных исторических документов, памятников древнерусского зодчества и археологических изысканий, позволивших ему верно представить архитектурный облик старой Москвы. Творческое воображение помогало художнику обобщать и дополнять фактические сведения, почерпнутые из исторических источников о древней столице, и воссоздавать правдивые картины ее далекого прошлого.
Исторические пейзажи Васнецова отнюдь не являются протокольной реконструкцией облика Москвы XII-XVII веков. Они исполнены поэзии и воскрешают образы прошлого Москвы с большой художественной убедительностью.
Ни до Васнецова, ни после него никого из художников не интересовал так серьезно и глубоко архитектурный пейзаж старой Москвы. В картинах из истории Москвы Васнецов выступил основоположником исторического пейзажа - особого жанра в русской живописи, воссоздающего облик древних русских городов на основе исторических документов и археологических изысканий.
Ценность наследия Аполлинария Васнецова для советской художественной культуры велика. Его эпические пейзажи имеют большое значение для советских художников-пейзажистов, работающих над созданием монументальных полотен, прославляющих величие природы нашей Родины.
Разнообразные по сюжетам и правдивые но содержанию исторические пейзажи Москвы ценны прежде всего как художественные произведения, показывающие, каких результатов образного представления можно достичь, внимательно изучив документальные материалы истории. Кроме того, картины Васнецова могут служить подспорьем для историков и археологов, изучающих прошлое Москвы, для театральных художников и работников кино, создающих спектакли и кинофильмы на исторические темы, а также для художников, работающих над темами, связанными с историей нашей столицы.
Плодотворной была и семнадцатилетняя педагогическая деятельность Васнецова в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, где он руководил мастерской пейзажной живописи, являясь достойным продолжателем педагогической линии своих предшественников но пейзажному классу: А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Левитана. Из мастерской Васнецова вышел ряд талантливых художников-пейзажистов, занимающих видное место в советском изобразительном искусстве.

Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 7 августа (по новому стилю) 1856 года в селе Рябове, находящемся в восьмидесяти пяти верстах от города Вятки. Семья была небогата. Отцу будущего художника - сельскому священнику - приходилось кормить семь человек. Дети рано лишились матери, а через пять лет после ее смерти скончался и отец. Аполлинарию, который был младшим в семье, шел тогда тринадцатый год. Все заботы о семье легли на плечи старших братьев, уехавших в Вятку в поисках заработка.

По настоянию отца, следуя примеру брата Виктора, девятилетний Аполлинарий поступает в 1865 году в Вятское духовное училище. Город Вятка, расположенный в глубине России, издавна был местом пребывания политических ссыльных. Сюда были сосланы царским правительством А.И.Герцен (в 1835 году), М.Е.Салтыков-Щедрин (в 1847 году), В.Г.Короленко (в 1879 году), Ф.Ф.Павленков (в начале 70-х годов) и другие видные революционеры и писатели-демократы. Здесь находился в ссылке и архитектор А.Л.Витберг (в 1835-1839 годах), по проектам которого в Вятке был построен собор Александро-Невскон лавры, ворота в городском саду и две беседки.
Пребывание ссыльных делало Вятку довольно своеобразным городом: с одной стороны, это была глухая провинция с преобладанием торгового населения - купцов, мелких ремесленников, кустарей, а также духовенства, культурные запросы которых были весьма низки, с другой стороны, политические ссыльные вносили демократическую культуру, насаждали грамотность и свободолюбивые мысли, способствовали организации кружков самообразования среди демократически настроенной молодежи.

Ростки новой, демократической культуры не могли не проникнуть как в стены духовного училища, где воспитывался Васнецов, так и в его семью, не говоря уже о непосредственной близости последней с политическим ссыльным - польским художником М.Ф.Андриолли, у которого мальчик брал уроки рисования. стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6 - стр.7 - стр.8 - стр.9.

Продолжение...



Северный край, 1899