Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

Любопытная деталь московского быта XVII века запечатлена Васнецовым в небольшой акварели «Уличная решетка. Начало XVII века» (1903, Исторический музей). В целях общественной безопасности главные улицы Москвы заграждались решетками или рогатками из бревен, около которых дежурили сторожа, не пропускавшие в город прохожих после заката солнца. Художником лирически прочувствован пейзаж засыпающего города. Ярко светит луна. Длинные тени протянулись от ворот. Безмолвна улица, и лишь у решетки дремлют стражники, отбывая свою повинность по распоряжению «дворовладельцев». Акварель предельно лаконична и благородна в цвете. Все построено на тонких сочетаниях коричнево-черных тонов и голубоватого снега.
В лирическом плане решена тема старой Москвы и в акварели «Скоморохи» (1903, Третьяковская галерея), где изображена уходящая вдаль к высокому горизонту тесная улица деревянного города, окруженная домами и небольшими церковками, очертания которых теряются в сумерках. Все покрыто снегом. Слабо мерцают огоньки в заиндевелых окнах домов. Улица пустынна. Лишь перед одним из домов пляшут пестро наряженные скоморохи, привлекая внимание стоящего рядом юродивого. С большой любовью написан художником пейзаж погружающейся в темноту старой московской улицы. Эта акварель, по существу, является жанровой композицией.
Углубленная работа Васнецова над историей Москвы приводит художника к сближению с историками и археологами. Он становится членом Комиссии по охране древних памятников при Московском археологическом обществе.
За активную и плодотворную работу в комиссии в 1903 году Васнецов избирается членом-корреспондентом, а в 1906 году - действительным членом Московского археологического общества. Это было большой честью для художника и свидетельствовало о признании его работы над изучением старой Москвы видными русскими учеными-историками и археологами.
В Московском археологическом обществе, основанном в 1864 году, состояли такие ученые, как известный антрополог, этнограф и историк Д.Н.Анучин, архитектор
К.М.Быковский, историки В.О.Ключевский, И.Е.Забелин и М.В.Довнар-Запольский, историки искусства Д.В.Айналов и Н.П.Кондаков, историк литературы Л.Н.Веселовский и многие другие русские ученые.
Совместная работа и тесное общение Васнецова со специалистами-учеными было для него в высшей степени плодотворным. Широкий и разнообразный круг тем, затрагиваемых в докладах историками и археологами на заседаниях общества, методика их исследовательской работы несомненно заинтересовали Васнецова и помогли ему выработать собственный метод в работе над воссозданием облика древней столицы.
«Для художника, воссоздающего жизнь прошлого - писал Васнецов, важно помимо исторического материала нечто другое, что дает ему возможность «проникнуть» в это прошлое. Это способность чисто творческая, где воображение и представление руководят работой художника несравненно в большей степени, чем какой бы то ни было сухой материал. Нередко какая-нибудь ничтожность дает целую вереницу цепляющихся друг за друга представлений и дает в конце концов цельный образ. Поскольку исторический материал дает художественному произведению достоверность, постольку же способность воображения художника предугадывает или подсказывает в сухом историческом материале то, что носит в себе следы несомненности».
Как уже не раз приходилось отмечать при рассмотрении картин Васнецова, посвященных старой Москве, все они созданы на основе тщательно изученных исторических, археологических и литературных материалов. Каждому памятнику в картине отведено строго определенное место. Этот памятник на том же самом месте можно встретить и в старинных планах и в гравюрах данной местности.
Васнецов более десяти лет участвовал в работе Комиссии по охране древних памятников. Ему часто приходилось обследовать старые здания, спускаться в подвалы, лазить по чердакам старинных домов и под крыши церквей, а также изучать древние иконы и руководить их реставрацией. Обследуя исторический памятник, художник давал его обмеры, делал зарисовки и высказывал в письменном виде соображения о возможности его реставрации.
На заседаниях комиссии принято было делать подробный доклад о результатах обследования того или иного памятника.
В «Трудах Московского археологического общества» сохранилось более двенадцати докладов Васнецова: «О древних памятниках, находящихся в Андроньевском монастыре», «Об осмотре церкви Успенской в Клину», «Древнее Симеизское кладбище в Крыму» и другие. Как видно из названий докладов, Васнецов интересовался памятниками старины, находившимися и вне Москвы. Так, проживая летом в селе Демьянове под Клином, он увлекся архитектурой церкви Успенской и сделал о ней обстоятельный доклад на заседании комиссии. Отдыхая в Крыму, Васнецов не прекращает своей исследовательской работы и обследует Симеизское кладбище. Результаты его обследования выливаются в содержательный доклад, в котором подробно описано древнее кладбище.
Однако основной темой в творчестве художника остается старая Москва XVII века. Особенно удался образ Москвы второй половины XVII века в картинах «На рассвете у Воскресенских ворот. Конец XVII века» (1900, Третьяковская галерея), «Всесвятский каменный мост. Конец XVII века» (1901, Ярославский музей), «Каменный мост в конце XVII века» (1902, Третьяковская галерея), «Вид на Кремль через Каменный мост из Замоскворечья. Конец XVII века» (1901, Русский музей) и другие.
Пейзаж «На рассвете у Воскресенских ворот. Конец XVII века» относится к числу наиболее удачных произведений художника. В нем Васнецов передает романтику старинного полудеревянного города. На первом плане изображены мощенная бревнами узенькая уличка, крыши деревянных домов, сад за дощатым забором, часовня. Арочный каменный мост, переброшенный через реку Неглинную у Воскресенских ворот (ныне проезд Исторического музея), был единственным мостом, соединяющим все Занеглименье (территория за рекой Неглинной) с торговым центром Москвы - Китай-городом. Под мостом видны мельничные колеса, приводимые в движение водой, падающей из верхнего Неглинного пруда. В левой стороне картины на фоне рассветного голубовато-жемчужного неба возвышается Собакина (Арсенальная) башня Кремля.
От воды поднимается туман. Кажется, все покрыто утренней росой. Небольшие главки посадской церкви теряются в предрассветной мгле. Высоко поднятый горизонт позволяет видеть хаотичность планировки Занеглименья. Картина написана в зеленовато-голубоватой гамме. В нижней части полотна, где изображены строения, преобладают глубокие коричневые тона. Одинокий желтый огонек в окнах башни оживляет пейзаж и в то же время как бы усиливает ощущение сырости и прохлады утра, убедительно переданного в картине.
стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6 - стр.7 - стр.8 - стр.9 - стр.10 - стр.11 - стр.12 - стр.13 - стр.14 - стр.15 - стр.16

Продолжение...


На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века, 1900