Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

Трагедией современного искусства Васнецов считает подмену настоящего художественного образа мимолетным, зачастую искаженным впечатлением от натуры: «Гибель искусства,- пишет художник,- не в том, что фотография вытеснит искусство, как некоторые думают, а в том, когда искусство снизойдет до фотографии и будет продолжать ее миссию и когда такие произведения будут приниматься - за великие произведения искусства».
В разделе «Искусство будущего» автор резко возражает художественным критикам, пытающимся отождествить новое, декадентское направление в живописи с общественным движением современности, рассматривая его как поиски новых путей в искусстве: «Искусство модернистов, а также и декадентская падшая содомская литература как будто нарочно выдуманы для отвода глаз от освободительного движения - подъема духа в них ни на грош, а один сплошной разгул содомии на почве психопатии и невропатии».
В этом высказывании характерны и абсолютно правильный взгляд на современное художнику декадентское искусство как на «отвод глаз» от действительности и его идущая подстрочно мысль о необходимости действенного искусства, направленного на служение целям освободительного движения.
«Живопись будущего,- утверждает автор,- не будет продолжением того рода искусства, которое принято у нас называть декадентским. Этот элегантный и подчас заманчивый цветок с подозрительным трупным запахом разложения, смею думать, не несет в себе плодотворных семян для родного искусства. Вероятно, он отцветет не успевши расцвесть».
Являясь выразителем взглядов художников реалистов, Аполлинарий Васнецов в период все большего загнивания искусства не терял веры в неизбежность возрождения русской живописи.
Художник писал: «Не умрет искусство, потому что оно есть проявление самосознания человека. Настанет день, а снова воспрянет оно, как Феникс из пепла».
Васнецов говорит о большом значении искусства для народа, особенно в будущем, так как оно все более и более «становится достоянием общества», а не отдельных групп эстетствующей буржуазии. «Искусство может быть могучим рычагом в умственном и нравственном развития народа, утверждал художник, благодаря своей непосредственности впечатления как «пластического образа», который можно всегда видеть».
Даже при беглом ознакомлении с книгой «Художество» нетрудно заметить большую ценность этой книги. В ней художник-реалист смело и открыто, с трезвыми принципиальными суждениями выступил против сторонников упадочнического искусства.
Появление книги было весьма своевременно. Она обратила на себя внимание художественного мира не только в России, но и за границей (была переведена на немецкий язык и издана в Германии в 1909 году).
Художники-реалисты приняли книгу Васнецова сочувственно, один из рецензентов писал по поводу «Художества»: «Книга, безусловно, интересная. Интересная настолько, так как вопрос, затронутый ею, назрел и стоит неразрешенным перед той частью общества, которая интересуется вопросами искусства вообще и современных его проявлений в частности. Мы должны ценить попытку автора, одного из видных современных русских художников, разобраться в этом вопросе».
Представители декадентского искусства отнеслись к «Художеству» враждебно. Это и не удивительно, так как они прочли в ней суровый и беспощадный приговор себе.

В 1912 году А. М. Васнецов едет с семьей за границу. Он побывал на северных итальянских озерах и в Швейцарии. «Впечатление от Швейцарии осталось неизгладимое», вспоминал художник. От этой поездки сохранилось несколько интересных пейзажей: «В Альпах», «Флоренция», «На озере Комо», «Долина Лаутербруннен», «Интерлакен», «Юнгфрау» и другие.
В сравнении с этюдами первого заграничного путешествия здесь прежде всего обращает на себя внимание изменение тематики этюдов. Если в 1898 году взгляд художника приковывали отдельные исторические памятники архитектуры - «Остатки дворца Августа», «Храм Геркулеса», «Колонна Фоки на Форуме» и т.п.,- то теперь он стремится передать современную природу Италии и Швейцарии. Кроме того, эти этюды более совершенны по мастерству исполнения. В них нет той растерянности в передаче ошеломившей художника красочности южной природы, которая имела место в предыдущую поездку.
В пейзаже «Юнгфрау», экспонированном по приезде на выставке Союза русских художников, показана окутанная легким утренним туманом величественная вершина горы, покрытая взчным льдом. Особенно удалась художнику в картине передача утреннего освещения. Лучи восходящего солнца заставляют ледники переливаться разнообразными оттенками цвета.
В швейцарском этюде «Долина Лаутербруннен» хорошо прочувствованы масштабы. У подножья затененных громад гор, склоны которых кое-где покрыты лесом, в живописной долине разбросаны маленькие домики селения. В прорыве облаков виден блеск ледяных вершин. Очень удачен основной цветовой контраст холодных гор и освещенной рассеянным солнечным светом земли. В «Лаутербруннене» особенно видно свойственное и другим этюдам умение Васнецова решать вещи в тоне.
Этюд «На озере Комо» - один из самых лучших пейзажей этой поездки. В нем убедительно переданы воздух и солнце. На заднем плане на бледноголубом небе с легкими облаками вырисовываются далекие горы. Внизу под бугром из-за зелени кустов и деревьев виден фасад отеля, написанный против света. Тонко найдено соотношение освещенной крыши и затененного здания. Густые, рельефные, почти выпуклые мазки хорошо передают фактуру черепичной кровли, розоватый оттенок которой гармонирует с бледным небом, сероголубой далью и сочной зеленью травы на переднем плане. Менее удачно написаны кусты перед отелем справа. Хотя в тоне они взяты убедительно, но грязноваты в цвете.
Другие пейзажи 1912 года, написанные за границей, по существу, ничем не отличаются от рассмотренных, это по большей части вполне законченные, несмотря на быстроту исполнения, мастерски написанные этюды.
По возвращении на родину Васнецов, как и прежде, много путешествует по России, забираясь с этюдником в самые глухие уголки. И где бы ни писал свои этюды художник, он всегда удивительно верно умел передать ландшафт местности. Глядя на его картины и этюды, никогда нельзя спутать характер изображаемой им местности - Урала, Кавказа, Украины, Средней России и т.п. стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6 - стр.7 - стр.8 - стр.9 - стр.10 - стр.11 - стр.12 - стр.13 - стр.14 - стр.15 - стр.16

Продолжение...


Юнгфрау. Венген, 1912