Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

А.М.Васнецов принял самое активное участие в организации Союза, а затем вошел в состав его руководителей. «Союзом управляла тройка из Аполлинария Васнецова, Виноградова и Псреплетчикова», - вспоминал художник А.Рылов. Первые заседания Союза, по воспоминаниям К.Ф.Юона, происходили в мастерской Васнецова.
Участвуя ежегодно на выставках Союза (с 1903 по 1923 год) разнообразными по тематике произведениями и выступая в печати по вопросам современного ему искусства, Васнецов зарекомендовал себя принципиально честным и твердым в своих убеждениях борцом за реализм, принимающим близко к сердцу судьбы родного искусства.
В 1901 году Васнецов был приглашен на должность руководителя пейзажного класса в московском Училище живописи, ваяния и зодчества на место скончавшегося И.И.Левитана. Дирекция предоставила Васнецову мастерскую в помещении училища, что дало художнику возможность без ущерба для творчества заниматься педагогической деятельностью. Здесь Васнецов преподавал до 1918 года.
Московское Училище живописи, издавна славившееся своим демократизмом, в начале 900-х годов имело в своем педагогическом составе ряд видных художников-реалистов: В.А.Серова, С.А.Коровина, А.Е.Архипова, К.А.Савицкого, Н.А.Касаткина, Л.М.Волнухина, А.С.Степанова и других.
Приход Васнецова в училище в годы ожесточенной борьбы художников-реалистов с модернистами, влияние которых стало проникать и в Училище, способствовал укреплению реалистического метода преподавания.
В 900-е годы Училище, находившееся в центре московской художественной жизни, было захвачено волной революционных событий. Руководящая роль и авторитет таких педагогов, как В.Серов, Н.Касаткин, С.Иванов, А.Васнецов, способствовали пробуждению революционных стремлений демократической художественной молодежи.
Демократическая направленность Училища была близка Васнецову, и он с большим увлечением и энергией занялся педагогической деятельностью, отдавая свои знания и богатый творческий опыт молодому поколению художников. Разносторонне образованный художник, ученый-исследователь и чуткий, внимательный педагог, Васнецов пользовался большим авторитетом среди учащихся и педагогического коллектива училища.
До Васнецова с момента основания пейзажного класса в Училище живописи преподавали такие выдающиеся мастера русского национального пейзажа, как А.К.Саврасов, В.Д.Поленов, И.И.Левитан, которые создали определенные традиции преподавания реалистического пейзажа.
Васнецов по своей творческой индивидуальности существенно отличался от своего предшественника по пейзажному классу - Левитана. Однако левитановское восприятие природы, прочно укоренившееся в московском Училище, не было принципиально чуждо Васнецову, равно как и педагогические методы Левитана, полностью воспринятые им в преподавательской деятельности. Подобно Левитану, Васнецов неустанно прививал ученикам любовь к русской природе, требовал верной передачи натуры.
К преподаванию в училище Васнецов относился с большой серьезностью и добросовестностью, не щадя при этом ни своего времени, ни сил. Он любил с учениками проводить беседы об искусстве, о специфике живописи, о природе и тому подобных вещах, способствующих расширению кругозора будущих художников, посещал с ними музеи и выставки современного искусства, где на конкретных произведениях пояснял им положительные и отрицательные стороны различных художественных школ, подвергал резкой критике картины западных и русских художников-формалистов.
Будучи сам большим мастером реалистического пейзажа, Васнецов старательно разъяснял ученикам свой метод работы над пейзажем. Рассматривая этюд с натуры как средство изучения художником окружающей природы, он советовал работать над ним как можно более тщательно. Рекомендовал развивать зрительную память, которая особенно нужна художнику при работе над картиной.
По этому поводу Васнецов писал: «Мои картины не есть воспроизведение этюдов; при писании картин я ими никогда не пользуюсь. Большей частью пишу этюды «по поводу» намеченных к исполнению картин, но эти этюды всегда лежат в папках или приставлены к стене; иногда только «наведешь справку». В творчестве главное - сила представления цельности образа, основанная на зрительной памяти и на степени впечатлительности. Можно великолепно помнить, писать прекрасные этюды с натуры, но быть лишенным способности к представлениям, которая главным образом зиждется на наших душевных силах: воображения, фантазии и способности к обобщениям».
От своих учеников Васнецов требовал ясности в композиции, четкости в рисунке, верности передачи общего тона, цвета, подробной проработки первого плана. «Я старался передать ученикам тоже принципы искусства, какими руководствовался и сам: настаивая на рисунке, верной передаче красок и общем представлении. С особенной настойчивостью я требовал для пейзажиста впечатления пространства. Вез впечатления пространства нет пейзажа», - писал Васнецов.
Большое значение придавал художник развитию творческой индивидуальности своих учеников, предоставляя им свободный выбор тем для композиций, разрешал по усмотрению каждого выбирать технику исполнения, будь то масло, темпера или акварель.
Весной и летом (до каникул) Училище живописи снимало дачу под Москвой, где будущие пейзажисты жили и писали этюды с натуры. Васнецов посещал их там, знакомился с работами, давал указания, сообразуясь со способностями каждого ученика.
В зимнее время, когда работа с натуры была затруднена, учащиеся пейзажного класса писали или этюды из окна мастерской, или «искусственные пейзажи», введенные ранее Левитаном, подчас довольно сложной конструкции, устраиваемые здесь же в мастерской. Васнецов любил создавать импровизированный лес. В один из углов мастерской ставились елки и другие деревья, пол под ними устилался мохом или ватой (если это был зимний пейзаж), между деревьями помещали избушку с резным окном, которое Васнецов рекомендовал прорисовать особенно бережно, так как оно сохраняет в себе след деятельности умелых рук человека.
Иногда педагогу приходилось проявлять изобретательность, когда он устраивал в мастерской бассейн с водой, окруженный камнями и декоративными растениями, причем по камням постоянно струилась вода. стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6 - стр.7 - стр.8 - стр.9 - стр.10 - стр.11 - стр.12 - стр.13 - стр.14 - стр.15 - стр.16

Продолжение...


Вид из окна столовой. Рябово, 1919