Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

Позже, на склоне лет, художник с удовольствием вспоминал время, проведенное в Демьянове: «Как бывало в Демьяново хорошо. С утра этюды, придешь, пообедаешь, отдохнешь и опять этюды тут же под боком, близко, как хорошо».
Демьяновские этюды по мотивам близки абрамцевским, но в них пет величия широких просторов. Они отличаются большей интимностью и простотой. Демьяновские этюды несравненно сильнее по технике исполнения. Это этюды мастера, прекрасно чувствующего цвет, который приобретает здесь особую насыщенность и чистоту.
Иногда художник очень осторожно применяет импрессионистический прием письма, тогда, не смешивая красок на палитре, он добивается еще большего звучания и свежести отдельных цветов. В демьяновской серии почти не встречается сырых в цвете этюдов.
Наиболее интересны этюды 1910-х годов, большинство которых хранится в настоящее время в семье художника. В небольшом этюде «Клинско-Дмитровский кряж» хорошо передана даль с синеющим на горизонте лесом и зеленая, среди выжженной, бурой травы, межа, уходящая к едва видимой реке.
Близки между собой по мотиву и исполнению два этюда - «Осинник в лесу». Оба изображают однообразную чащу тонких осинок. Ствол каждой осинки написан почти одним мазком. Но, несмотря на некоторую монотонность ритма деревьев и непроработанность переднего плана, этюды радуют глаз свежестью красочной гаммы, построенной на сочетании зеленоватых и лиловатых оттенков листвы и стволов.
Свою любимую золотую осень Васнецов запечатлел в этюде «Осенью в парке». Нанизкой скамье, окруженной ковром шуршащих золотых листьев, сидит женщина. Цвет ее красного платья гармонирует с красноватым, насыщенным в цвете золотом опавшей листвы. Несколько однообразно написаны стволы вековых лип.
Необычайной цельностью отличается скромный по цвету маленькие этюд «Сумерки в поле». Он привлекает внимание красивым сочетанием темнеющей дали и неяркой зелени поля за березовым плетнем. С большим настроением написан один из лучших демьяновских этюдов - «К вечеру в поле». Группа деревьев бросает густую тень на дорожку, уходящую к опушке леса. Вдали на фоне чудесного зеленоватого неба разбросаны деревенские домики. Скромные полевые цветы усеивают луг. В природе разлита тишина и спокойствие наступающего вечера.
Много хорошего есть и в этюде «Вход в подземелье», где яркая зелень травы контрастирует с прозрачной и холодноватой тенью у входа в подземелье. Убедительно передано контражурное освещение деревьев заднего плана. Несколько снижают впечатление одинаково написанные кирпичи в левой части развалин. Не менее живописны этюды «На погосте», «Екатерининская колонна в парке», «Дача, где я жил», «В тени лип», «Пруд» и многие другие.

В 1910-е годы Васнецов по-прежнему интенсивно продолжает работать над картинами старой Москвы. Он создает ряд произведений, объединенных в цикл «Смутное время»: «Московский застенок. Конец XVI века» (1912, Русский музей), «Гонцы. Ранним утром в Кремле» (1913, Третьяковская галерея), «В осадное сиденье. Троицкий мост и башня Кутафья» (1915, частное собрание, Москва), «Спят боярские хоромы» (1918, Картинная галерея БССР), «Тревожная ночь» (1920, частное собрание) и другие.
Время действия картины «Московский застенок» - конец XVI века, преддверие Смутного времени. На Руси свирепствуют пытки и казни, жестокая расправа с не угодными царю людьми.
В Константиновской башне Кремля помещалась тогда «пыточная» тюрьма, к которой был пристроен «застенок» - место, где производились пытки. Кажется, что белокаменные стены поднимаются к самому небу, делая застенок недоступным для чужих глаз, и нет выхода людям, попавшим сюда по воле царских приспешников. Раннее зимнее утро. Луч солнца робко золотит покрытие угловой башни. На небольшой площадке заснеженной булыжной мостовой изображена группа людей, в отчаянии и ужасе склонившихся над лежащими на земле трупами, выброшенными сюда после пыток.
В письме к брату Аркадию Михайловичу А.М.Васнецов сообщал: «Написал картину «Московский застенок конца XVI века». Перед воротами застенка выброшены трупы людей, замученных на пытках, и за ними пришли родственники и знакомые, чтобы похоронить - тема почти современная и нам».
Последние слова этого письма очень любопытны. Художник проводит параллель между событиями далекого прошлого Руси и современной ему жизнью. Это не были случайно оброненные слова. Убежденный демократ по своим взглядам, находившийся в передовых рядах интеллигенции того времени, Васнецов не мог безболезненно переживать жестокость репрессий царского правительства, последовавших за разгромом нового революционного подъема, наступившего после первой русской революции 1905 года. Работая над картиной, воспроизводящей события, происходившие 300 лет назад, он видел перед собой мрачную действительность России годов реакции.

В картине «Гонцы. Ранним утром в Кремле» весьма своеобразно передам эпизод из Смутного времени. Здесь нет ничего конкретного, указывающего на то, что действие происходит в начале XVII века. Безусловно главным для художника является любование старинной архитектурой. Но два всадника, боязливо оглядывающиеся назад, вносят в картину чувство тревоги и беспокойства, вызывая у зрителя вереницу мыслей о том, куда мчатся во весь дух на взмыленных конях монах и ратный воин, нарушая тишину раннего утра, почему они хотят проскользнуть незамеченными, кто послал их и т.п.
Некоторое влияние модерна на пейзажи Васнецова этих лет сказалось и на его картинах из истории Москвы. Достаточно сравнить картины 1900-х и 1910-х годов, чтобы в этом убедиться. Если первые работы проникнуты подлинным историзмом и своеобразной эпичностью, то во вторых начинает появляться увлечение бутафорией и внешней красивостью.
В «Улице в Китай-городе» все было направлено к выявлению основной мысли картины. Архитектурный пейзаж выражал определенную большую историческую тему. В «Гонцах», собственно, только фигуры скачущих всадников должны выражать тему Смутного времени. Сам же архитектурный пейзаж не только не передает характера эпохи, но и не несет в себе черт жизненной правды. Любование архитектурой переходит в самоцель. Резьба, орнамент, деревянный конек на крыше, какой-то страшный лев на каменном заборе - все эти детали смотрятся сами по себе. Правда, они любовно выписаны, но не выявляют основного замысла автора.
Картина красива в цвете: мягкие оттенки красного, коричневого и охристого цветов красиво гармонируют с холодными зелеными пятнами ворот и дома, расположенного в глубине, с легкой голубизной снега. Однако сама эта красота, содержащая декоративные элементы, воспринимается отвлеченно, вне связи с образом, который пытался выразить художник. стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6 - стр.7 - стр.8 - стр.9 - стр.10 - стр.11 - стр.12 - стр.13 - стр.14 - стр.15 - стр.16

Продолжение...


Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века, 1913