«Площадь Ивана Великого в Кремле XVII века» (акварель, 1903, Исторический музей) была «административным» центром старой Москвы еще с XVI века. В XVII веке, в царствование Федора Иоанновича, деревянные строения кремлевских приказов были заменены обширным каменным зданием, выходившим фасадом на Ивановскую площадь. Перед зданием приказов целый день толпились челобитчики, часто приезжавшие издалека.
Сидевшие тут же подьячие «всем и каждому писали за деньги челобитные кабалы или расписки», причем за неимением столов они писали бумаги на согнутых спинах просителей. Канцелярия их не отличалась сложностью: подвешенная у пояса чернильница и сверток бумаги за пазухой составляли походную канцелярию подьячего.
Если в будни на площади толпился деловой люд, то в праздничные дни сюда стекалась масса народа, направляющаяся в кремлевские соборы, и тогда вся Ивановская площадь была запружена людьми, боярскими санями и возками.
В картине «Площадь Ивана Великого в Кремле» показан зимний пейзаж Ивановской площади, которая ограничена на втором плане колокольней Ивана Великого и частью здания приказов с одной из наружных лестниц на арках. Погожий день, ослепительно сверкает снег на площади и крышах строений. Площадь многолюдна. Здесь и бояре в длинных шубах и высоких шапках, и всадники на конях, и подьячие, и скоморохи.
Люди стоят группами и поодиночке, каждый занят своим делом: одни мирно беседуют, другие торопятся в приказы, а кто-то из знатных горожан, закончив дела, уезжает в расписном возке со слугами на запятках.
В картине «Москворецкий мост и Водяные ворота. Середина XVII века» (1900, Третьяковская галерея) внимание зрителя привлекает плавучий «живой мост», перекинутый через Москву-реку, соединявший Замоскворечье с Китай-городом.
Путешественник Павел Алеппский, посетивший Москву в середине XVII века, так описывает устройство этого интересного моста: «Мост близ Кремля, насупротив ворот второй городской стены, возбуждает большое удивление: он ровный, сделан из больших деревянных брусьев, пригнанных один к другому и связанных толстыми веревками из липовой коры, концы коих прикреплены к башням и к противоположному берегу реки.
Когда вода прибывает, мост поднимается, потому что он держится не на столбах, а состоит из досок, лежащих на воде, а когда вода убывает, опускается и мост. Когда подъезжает судно с припасами для дворца, то одну из связанных частей его освобождают из веревок и отводят ее с пути судна, а когда оно пройдет к стороне Кремля, снова приводят ту часть моста на ее место».
В картине Васнецова по мосту к Китай-городу направляется группа бояр в длинных шубах и сокольничих с соколами на руках. Они, должно быть, возвращаются с охоты. Впереди идет человек, который высоко поднял расправившую крылья птицу. Слева в нижнем углу картины видны стражники, преграждающие дорогу толпе, стремящейся войти в город после захода солнца.
Но не эта жанровая сцена является темой картины. Как и в других картинах, внимание художника привлекает пейзаж. От Водяных ворот на Красную площадь к собору Василия Блаженного круто поднимается Москворецкая улица. Слева, неподалеку от Китайгородской стены, возвышается Кремль. За кремлевской стеной виден Успенский собор, рядом колокольня Ивана Великого (низ столпа), перед ней здания приказов.
У стены, окруженная деревянными постройками, находится церковь Константина и Елены. Около моста - пристань, к которой причаливают струги с товарами. Налево у стены баня, перед нею журавец для подъема воды из реки в банные желоба.
Чтобы подчеркнуть скученность и своеобразную интимность нагроможденных приземистых построек, художник сознательно обрезает высокие строения, до минимума сокращая пространство вечернего неба. Это создает впечатление еще большей тесноты окутанного сумерками города.
Весомость коричневато-красных стен контрастирует в цвете с легкостью поднимающихся из труб голубоватых дымков и с теплым в оттенках на закате снегом. Густые снежные облака, окрашенные закатившимся солнцем в оранжевые тона, как бы светятся из-за громады уже не освещенной земли.
Очень убедительно сумел художник передать тишину засыпающего города, когда отчетливо слышен каждый звук, словно врывающийся в притихший вечерний город.
Оживленная сутолока и пестрота красок московского базара XVII века придают совершенно особый колорит картине «Базар» (1903, Исторический музей). Разнообразные товары наводняют торговые ряды. Больше всего здесь лубяных изделий, имевших широкое распространение в древней Руси. Рядом яркие ткани, грабли, предметы домашнего обихода, калачи и пироги, громко «рекламируемые» бойкими разносчиками.
Одни торговые ряды открытые, другие под дощатым навесом. На втором плане многоглавая церковка и рядом с нею полуразрушенная деревянная колокольня, прислонившаяся вплотную к каменной стене Мытной избы (таможни).
Интересно, что для цветового решения картины художник выбирает яркие локальные краски, близкие народным лубкам: ярко-синее небо, оранжевые ковши, белые навесы и т.п.
К числу лучших акварельных работ из истории Москвы относится пейзаж «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке» (1902, Третьяковская галерея). Это произведение выделяется как в смысле образного решения темы, так и в колористическом отношении.
В картине «Книжные лавочки на Спасском мосту» показано конкретное место, где происходила оживленная книжная торговля. В начале XVII века Московский печатный двор был уже крупным предприятием, снабжавшим печатной продукцией всю Русь.
В книжных лавочках москвичи могли купить буквари, «учебные руководства», грамматику, правительственные «уложения», церковную литературу и т.п. Около лавочек менаду любителями книг часто происходил обмен мнениями о прочитанном.
Слева в картине виден водяной ров, окружавший кремлевскую стену. Башни Кремля еще не перестроены. В глубине картины помещена тесовая часовня с луковичной головкой. Но главное в картине - книжные лавочки. Торговля книгами в XVII веке постоянно увеличивалась, и эти лавочки, уже не умещаясь на Спасском мосту, занимали часть территории Красной площади.
Лирическое восприятие жанровой сцены определило колорит произведения. Зимний теплый день. Над старыми стенами Кремля кружатся стаи птиц. На первом плане справа несколько богато одетых москвичей выбирают интересующие их книги. Над прилавком на полке вывешены новинки с пестрыми заглавными буквами и заставками.
На бревнах, припасенных для постройки еще одной лавочки, примостилась группа людей, среди которых разгорелся спор, возможно, о вере. Забавен углубленный в чтение монах в клобуке, повернувшийся спиной к спорщикам. И над всей этой жанровой сценой высятся занимающие почти всю картину, уходящие в перспективу массивные древние стены Кремля со Спасской башней и иконой под аркой Спасских ворот.
стр.1 -
стр.2 -
стр.3 -
стр.4 -
стр.5 -
стр.6 -
стр.7 -
стр.8 -
стр.9 -
стр.10 -
стр.11 -
стр.12 -
стр.13 -
стр.14 -
стр.15 -
стр.16
Продолжение...
Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке
Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой