Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

После работы над декорациями к «Хованщине» Васнецов уже настолько увлекся темой старой Москвы, что начиная с 90-х годов и до конца жизни неустанно работает над картинами, посвященными древней Москве. С энтузиазмом ученого-историка и археолога он разыскивает материалы по истории столицы начиная с момента ее основания. Рассматривая при помощи лупы старинные планы Москвы: Петра, относящегося к 1597-1600 годам, Сигизмунда - к 1610 году, Ф.Годунова - 1604-1605 годам, А.Олеария - 1634 году, И.Массы - 1606 году, Мейерберга - 1661-1662 годам, гравюры, миниатюры Лицевого свода XVI века и Жития святых, художник изучает облик навсегда исчезнувших московских зданий.
Появление первых больших картин из истории Москвы относится к началу 900-х годов.
Прежде чем приступить к рассмотрению этих самобытных в истории русской пейзажной живописи произведений, нужно сказать несколько слов о технике их выполнения.
Именно в этот период наряду с техникой пастозной масляной живописи, вообще свойственной художнику, у Васнецова появляется своеобразная манера работать акварелью. Своеобразие приема заключалось в нанесении поверх фиксированного угольного рисунка акварельных красок и цветного карандаша. Этот прием был непосредственно связан с характером работы над архитектурным пейзажем старой Москвы, где подчас необходимо было тщательным образом прорисовать детали деревянных, покрытых узорчатой резьбой построек: кроме того, это облегчало огромную работу по сбору подготовительного материала, вносило в рисунок необходимые четкость и ясность. Все акварели на тему старой Москвы выполнены Васнецовым именно этой индивидуальной, «васнецовской» техникой.
Рассмотрим основные пейзажи старой Москвы в исторической последовательности сооружения города, причем вкратце остановимся на архитектурных и жанровых деталях картин, без освещения которых нельзя себе представить ценность этих пейзажей, не только характеризующих Васнецова-художника, но и дающих представление о ном, как о подлинном историке-ученом.
В акварели «Москва при Иоанне Грозном. Красная площадь» (1902, частное собрание) показано одно из самых оживленных мест Москвы на всем протяжении существования города.
На этой «славной площади», которая в XVIII веке получила название Красной площади, с утра до вечера толпился деловой и праздный люд. Красная площадь была «великим торгом» - вдоль нее, параллельно стенам Кремля, тянулись торговые ряды. В каждом ряду торговля шла одним определенным товаром, находившимся здесь в изобилии. На Красной площади объявлялись народу царские указы, и отсюда по всему городу распространялись вести о войне, о казнях, о новых налогах и т.п.
Васнецов изобразил Красную площадь в предвечерний час. Сгущаются сумерки. Неспокойно облачное небо над городом. Опустели торговые ряды, сдвинуты столы. Па площади царит оживление. Со всех концов ее и из Кремля народ спешит к Лобному месту, чтобы выслушать очередной царский указ или присутствовать при казни. Спокойны лишь два дьяка, стоящих на крыльце Земского приказа.
Архитектура площади вряд ли вызовет сомнение у историка. Во второй половине XVI века уже были выстроены кирпичные стены Кремля с башнями (в конце XV века) и сооружен водяной ров. На картине видна стена рва, расположенная ниже кремлевской стены. Постройка водяного рва усиливала оборону Кремля, делала его недоступным для врагов. Над площадью возвышается закрытый лесами собор Василия Блаженного, выдающийся памятник древнерусской архитектуры. Показывая строительство собора, начатое в 1554 году в честь победы Ивана Грозного над Казанским ханством, художник как бы уточняет этим время действия.
У кремлевской стены тесно сгрудились деревянные дома с небольшими домовыми церковками, тоже деревянными. И эта деталь характерна именно для XVI века, так как позже, в XVII веке, деревянных строений у стен Кремля почти не встречается, они заменяются каменными постройками.
Главное внимание в картине Васнецов уделил показу архитектуры Красной площади во второй половине XVI века, но он раздвигает рамки задач чисто архитектурного пейзажа и знакомит зрителей с жизнью того времени. Художник умышленно изображает не спокойно торгующих москвичей, но взбудораженных каким-то известием горожан, считая это более характерным для эпохи Ивана Грозного. Синие, сгущающиеся облака и тревожное освещение картины еще более усиливают беспокойный характер колорита произведения.
Самое большое количество картин было посвящено Васнецовым изображению Москвы XVII века.
«История Русского государства в XVII веке характеризуется резким обострением классовой борьбы. В Москве, как столице государства, классовые противоречия проявлялись с особенной силой, и в течение XVII века она не раз становилась центром крупных народных движений, находивших отзвуки по всей стране».
Начало XVII века, прежде всего Смутное время, привлекает художника, всегда пытавшегося связать архитектурный пейзаж того или иного времени с жизнью народа. Все картины из этого цикла отличаются драматизмом, присущим событиям того времени. К теме Смутного времени Васнецов возвращается неоднократно и в последующие годы.
Одной из лучших картин, изображающих старую Москву начала XVII века, является «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» (1900, Русский музей).
Территория Китай-города, примыкавшая к восточной стене Кремля и включавшая и себя Красную площадь, занимала обширное, густо застроенное пространство. «Если Кремль был административным и политическим центром Москвы, то Китай-город по праву может быть назван центром городской народной жизни; здесь она кипела ключом». Китай-город был оживленным торговым районом. Улицы «за торгом» (Красной площадью) были заняты купечеством, крестьянскими и боярскими домами, среди которых теснились церкви и монастыри.
Москвичи строили свои дома так, как было им удобно, совершенно не считаясь с планировкой, иногда выдвигая угол дома за ограду. К основному срубу при надобности пристраивали новый сруб. Красоту и изящество постройкам владельцы придавали сообразно своему вкусу резными украшениями, фигурными кровлями, преимущественно остроконечными, чтобы с них быстрее стекала вода и не задерживалась сырость.
Такое градостроительство создавало нагромождение построек разного типа и вида с окнами разных размеров, расположенными на различной высоте, с крышами разного наклона и высоты, с несколькими входными дверями и лестницами. Дома менее зажиточных людей были несколько скромнее в смысле украшения и количества помещении. стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6 - стр.7 - стр.8 - стр.9 - стр.10 - стр.11 - стр.12 - стр.13 - стр.14 - стр.15 - стр.16

Продолжение...


Улица в Китай-городе. Начало XVII века, 1900