Русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов
Необычное освещение усиливает сказочный характер образа. Сырой и прохладный воздух раннего утра, туман, поднимающийся от воды, окутывают и смягчают формы и контуры, подчеркивая переходное состояние природы. Оно хорошо ассоциируется с музыкальной темой «Рассвета на Москве-реке» из оперы Мусоргского «Хованщина». К этой опере Васнецов не так давно, в 1897 году, делал декорации, и ее мелодии здесь оказались созвучными живописному строю картины.
Создавая это произведение, художник должен был сделать в своем творчестве важный следующий шаг: перейти от создания пейзажных образов, скомпонованных на основе натурных этюдов, к целиком «сочиненным» историко-архитектурным видам исчезнувшей в веках Москвы. Отправными точками здесь были только формы сохранившейся каменной архитектуры Кремля да мастерски воссоздаваемое состояние природы, которая в картинах Васнецова становилась выразительным аккомпанементом образному строю картины. И эту проблему он решил. Созданный образ отличают и достоверность исторического облика прошлого, и общая суровость, тяжелость колорита русского Средневековья, и лирические нежные обертоны. Таким образом, лирические и былинно-эпические ноты оказались здесь неразрывно переплетенными.
Теги сайта: На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века. Историческая картина, городской пейзаж Старой Москвы, великие живописцы, галерея изобразительных искусств, биография художника.
Чистый дух в океане лжи, обмана, эгоизма и лицемерия:Александр Бенуа, хорошо знавший Аполлинария, так вспоминал о нем: «Мне нравились его довольно наивные, и все же убедительные затеи «возрождения» прошлого обожаемой им Москвы и его попытки представить грандиозность и ширь сибирской природы. Познакомившись с ним поближе, я поверил в абсолютную чистоту его души, а также в тождество его духовной природы и его искусства. Да и наружность у «Аполлинаши» удивительно соответствовала его творчеству. Что-то девичье-чистое светилось в его несколько удивленном взоре, а его довольно пухленькие «ланиты» (слово это как-то особенно сюда подходит) рдели таким румянцем, какого вообще не найдешь у взрослых людей и у городских жителей... Прелестен был и его «сибирский» овор, еще более дававший впечатление чего-то истинно русского, нежели говор москвичей».