Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

Поселившись в Москве в 1878 году, Васнецов долго жил в Кокоревском подворье, напротив Кремля. Художник много бродил по городу, знакомясь с его историческими памятниками. Современная Васнецову Москва получила отражение в упомянутых ранее этюдах Нескучного сада и Воробьевых гор, а также в картинах «Московский Кремль. Соборы» (1894, Третьяковская галерея), «Беклемишевская башня» (1896), «Кремль» (1897, Кировский художественный музей) и немногих других.
В пейзаже «Московский Кремль. Соборы» изображен вид на Кремль из-за Москвы-реки. Взгляд художника привлекают Кремлевские соборы, расположенные на высоком холме за каменной стеной с башнями. На переднем плане - часть реки и набережная, по которой едут кареты, кажущиеся очень маленькими. Лишь оживляя строгую композицию картины, они не останавливают внимания зрителя. Характерно почти фотографическое изображение архитектурных памятников, четкая линия контуров и тонкая выписанность деталей. Преобладают светлые краски. Найдено красивое сочетание белых соборов с золотыми главами куполов и свежей зеленью холмов. На фоне серо-сизого неба еще более выделяется белизна церквей.
Но в изображении современной художнику Москвы не чувствуется любовного проникновения в старинную архитектуру, которым отличаются картины, посвященные старой Москве.
Начало работы Васнецова над старой Москвой относится к 1891 году, когда художник выполнял иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» для юбилейного издания сочинений М. 10. Лермонтова. Нужно было дать несколько рисунков на темы «Москва в XVI веке. Вид на Кремль из Замоскворечья», «Возвращение Иоанна Грозного с поединка на Москве-реке между купцом Калашниковым и Кирибеевичем» и «Красная площадь».
Васнецов отнесся к этому заданию с исключительной добросовестностью. Ему пришлось основательно заняться историей и археологией Москвы, изучить планы старого города. С альбомом в руках собирает художник нужный ему графический материал по библиотекам и музеям.
В небольшом рисунке «Москва XVI века» (1891, Третьяковская галерея) Васнецову впервые удалось поэтично передать тесноту занесенного снегом старинного деревянного города с маленькими домами и церквами, плотно обступившими узкую улицу.
В 1897 году Васнецов по просьбе С.И.Мамонтова исполняет эскизы декораций для Московской частной оперы к народно-музыкальной драме Мусоргского «Хованщина». Эта работа заставляет художника углубиться в изучение общественной жизни, быта XVII века, а также утвари и костюмов того времени.
Над декорациями к «Хованщине» Васнецов работал с большим увлечением и энтузиазмом, ему хотелось как можно правдивее донести до зрителя историческую обстановку, где разыгралась трагедия, которую народ связал с именем князей Хованских, добиться единства с замыслом композитора, дающего широкий охват эпохи с ее острыми социальными противоречиями.
Наиболее удачны эскизы «Красная площадь», «Летний кабинет Голицына», «Стрелецкая слобода» и «Скит».
Эскиз «Красная площадь» (первое действие) завершен композиционно и, пожалуй, может претендовать на самостоятельное существование как станковая картина.
Работе над эскизом декорации «Красной площади» художник уделил много времени, так как здесь дается завязка сюжета оперы, на сцену выводятся основные действующие лица, раскрываются их сложные взаимоотношения.
Поэтический облик древней столицы тесно связан Васнецовым с музыкой первого действия оперы, особенно с оркестровым вступлением - «Рассвет на Москве-реке», представляющим замечательный музыкальный пейзаж. Картина солнечного восхода над погруженной в глубокий сон Москвой символически выражает основную идею оперы. Это очень хорошо почувствовал в своей работе художник.
В эскизе «Красная площадь» сценическая площадка замкнута величественным силуэтом собора Василия Блаженного, частью кремлевской стены со Спасской башней и прижавшимися к ней деревянными домами, четко вырисовывающимися на фоне рассветного неба. С большой бережностью изображает художник историческую Красную площадь, причудливые кровли куполов собора и деревянную резьбу, украшающую дома. Он прекрасно передает красочность облика древней Москвы и национальный характер ее убранства.
Композиционно Васнецов так располагает предметы, что они нисколько не мешают актерам свободно действовать и при большом скоплении народа на сцене.
Музыка второго действия оперы, происходящего в «Летнем кабинете князя Голицына», построена на сочетании двух основных тем: княжеской гордости Голицына и мрачной темы гадания Марфы.
Перед зрителем богато отделанный в европейском духе кабинет всесильного вельможи князя Голицына. Все говорит о спокойной силе, уверенности в себе, богатстве и властности хозяина. Но в вечернем пейзаже, виднеющемся сквозь открытую дверь кабинета, очень тревожном по освещению, бросающем зловещий отблеск на великолепное убранство кабинета, чувствуется нарастание драматизма, связанного с мрачным предсказанием Марфы.
Для декорации картины, где главное место отведено передаче интерьера княжеского кабинета, Васнецову пришлось обстоятельно порыться в старинных книгах, изучить миниатюры, прочесть описания путешествий на Русь иностранцев, восхищавшихся богатством обстановки домов русских князей, зарисовать образцы старинной мебели и утвари.
Заключительное действие оперы «Скит раскольников» - одна из самых напряженных сцен «Хованщины». В ее музыкальной характеристике звучат темы настороженной тишины, сосредоточенного душевного состояния старообрядца Досифея, исступления и безысходного отчаяния раскольников. Мрачную экспрессию этой сцены Васнецов разрешает в декорации «Скит».
В глухом, дремучем лесу за высоким забором приютился раскольничий скит. Гамма густых зелено-черных тонов делает едва различимыми отдельные предметы, подсказывает зрителю трагизм события, которое должно произойти на сцене. Васнецовская декорация «Скит» производит сильное впечатление и надолго остается в памяти. стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6 - стр.7 - стр.8 - стр.9 - стр.10 - стр.11 - стр.12 - стр.13 - стр.14 - стр.15 - стр.16

Продолжение...


Московский Кремль. Соборы, 1894