Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

Очень любил Васнецов ставить натюрморты из ранних весенних цветов, доставляемых в изобилии из соседнего цветочного магазина. Цветы наполняли мастерскую тонким ароматом и придавали ей праздничный, нарядный вид.
Обычно в мастерской было два-три натюрморта одновременно, и каждый ученик мог писать то, что ему более всего нравилось. Каждая учебная постановка, сделанная Васнецовым, отличалась строгой продуманностью в смысле тех пли иных задач, поставленных перед учащимися. На этих пейзажах-натюрмортах, постановка которых обычно длилась четыре-пять недель, ученики штудировали фактуру коры деревьев, рисунок ветвей, отражение предметов в воде (постановка с бассейном) и тому подобные детали пейзажа.
Когда наступало время подготовки к ежегодной ученической выставке, Васнецов делил класс парусиновой ширмой на шесть-семь «индивидуальных мастерских» и распределял их между лучшими учениками на одни месяц для писания картин к выставке по материалам летних этюдов. Такой метод поощрения вызывал здоровое соревнование среди учащихся, каждому хотелось получить «мастерскую», поработать не торопясь над пейзажем к выставке и получить одобрение своего учителя - самого «строгого и придирчивого» ценителя их произведений.
Обычно тактичный и сдержанный педагог, Васнецов становился непреклонным по отношению к тем ученикам, которые во имя «новаторства» направляли свои поиски и искусстве по нуги формалистических ухищрений. Таким «новаторам» он категорически запрещал посещать занятия в пейзажной мастерской.
Доброжелательное отношение художника к молодежи привлекало в его мастерскую многих учеников из других классов училища, им Васнецов разрешал заниматься пейзажем в своей мастерской, если они имели па это желание и свободное время.
В мастерской А.М.Васнецова прошли школу пейзажа многие талантливые художники, успешно работающие в настоящее время в советском изобразительном искусстве. Среди них: А.М.Герасимов, Г.В.Герасимов, В.В.Крайнев, А.М.Кузнецов, В.В.Мешков, Н.Б.Терпсихоров, И.Д.Чашников, В.А.Филиппов, В.Ф.Штраних, Б.Н.Яковлев и многие другие.

В 1908 году «для упорядочения своих взглядов на искусство», - как говорил сам Васнецов, - он закончил книгу «Художество (опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи)». Эта сравнительно небольшая книга, полемически и живо написанная, несомненно представляет интерес.
Во-первых, сочетание в лице автора художника и теоретика позволило Васнецову в небольшой работе поставить целый ряд интереснейших проблем и прийти к некоторым безусловно верным выводам как в смысле решения ряда эстетических вопросов, так и в смысле оценки современного автору искусства и путей его дальнейшего развития.
Во-вторых, книга «Художество» интересна и как чисто исторический документ эпохи, показывающий, насколько теоретически обосновано было русское реалистическое искусство в один из самых мрачных периодов реакции.
К сожалению, общий упадок эстетики и искусства начала XX века не мог не проникнуть в книгу Васнецова. Например, глава «О символах» явно носит следы подобного влияния.

Книга состоит из двух частей. В первой части - «Тезисы живописи» - Васнецов дает философско-эстетическое определение основных компонентов живописи и их взаимоотношений, предпосылая исследованию краткий анализ происхождения и гносеологической сущности искусства. Вторая часть - «Тезисы живописи в современных проявлениях» - посвящена разбору состояния современного искусства и общих путей его эволюции.

Слабее в книге оказалась первая часть. Ее недостатки заключаются главным образом в неточности формулировок, делающих легко уязвимыми даже правильные по существу мысли автора. Содержатся там и просто ошибочные взгляды художника, например, когда он рассматривает искусство как «саморазвивающийся процесс» или проводит мысль о том, что искусство по самому своему существу созерцательно и не должно быть тенденциозным.
В пределах настоящей работы нет возможности подробно анализировать философское содержание исследования Васнецова. Однако в общих чертах следует рассмотреть его основные тезисы.
Природу изобразительного искусства Васнецов ищет в самой природе человека как части всего существующего: «Изобразительное искусство как проявление интеллекта человека в нем же заключает и свои причины». Развивая дальше свою мысль, художник утверждает, что, будучи частью природы, человек средствами искусства определяет себя по отношению к окружающему миру и одновременно разбирается в окружающем.
Искусство, по мнению автора, есть «одна из форм самоопределения», присущего всей природе в виде мирового инстинкта «самопознания», вернее «самопробуждения»: «Проснувшийся человек, как одна из частиц мироздания, неумелой рукой воспроизводит то, что на него действует извне. Это первые попытки разобраться в ряду окружающих его образов, а следовательно, и попытки определить себя. Как и всякий инстинкт, инстинкт самоопределения непреодолим в стремлении к достижению исполнения желаний. Один уж тот факт, что художники переносят невероятные лишения на трудном пути к искусству- голодают, сходят с ума, стреляются,- уже сам по себе говорит за что-то непреодолимое, органически связывающее искусство с природой человека».
Если вдуматься в основную мысль автора, оставив в стороне сомнительное определение мирового инстинкта, становится очевидным его взгляд на природу искусства как на одну из форм самоотражения материи, зачатки которого уходят в «тьму веков, к простейшему отзвуку» и высшую форму которого - человеческое мышление - философы-идеалисты пытаются оторвать от материи и сделать началом всего существующего.
Для Васнецова сознание, а следовательно и искусство, прежде всего функционально, так как оно - высшая форма отражения человеком - «частицей природы» - всей природы и самого себя. Как следствие - искусство есть средство познания мира.
Далее художник переходит к разбору самих «тезисов» живописи. По мнению Васнецова, этих тезисов четыре: впечатление, представление, внутренний образ и красота. Первым этапом художественного творчества, по мысли автора, является «впечатление» от окружающей жизни, или «внешней реальной сущности», от формы, цвета и т.п. Вторым этапом он считает «представление», которому отводит очень серьезное место в творчестве: «Орудие самопознания в руках художника, вообще изображающего, есть представление». стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6 - стр.7 - стр.8 - стр.9 - стр.10 - стр.11 - стр.12 - стр.13 - стр.14 - стр.15 - стр.16

Продолжение...


Облака, 1880-1890-е. Вариант этюда