Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

Природа Севера и Урала по-прежнему часто привлекает внимание художника, о чем свидетельствуют написанные в эти годы картины: «Ночь на озере» (1905), «Из уральских воспоминаний» (1907), «Безмолвие северной ночи» (1911) и другие.
Лаконичен по характеристике природы пейзаж белой ночи в картине «Ночь на озере». Бледный огонек мерцает в окне рыбачьей избушки, около которой просушиваются сети. Слегка поблескивает неподвижная гладь озера. Спокойное небо, почти сплошь затянутое серыми облаками. Состояние поэтической умиротворенности и тишины северной ночи хорошо передано Васнецовым в этом небольшом пейзаже.
В пейзаже «Октябрь» (1907) показана природа средней полосы России. Грустно поникли стройные, обнаженные осенью березки. Облетевшие с них листья мягким ковром устлали землю. Вдали опустевшее поле. Теплотой и задушевностью веет на зрителя от этого скромного пейзажа, с большим лиризмом передающего своеобразную красоту поздней осени. Рассматривая «Октябрь» Васнецова, невольно хочется вспомнить Левитана, Остроухова и других художников - лириков русской природы.
В картине «Сосновая аллея» (1911, Вильнюсский художественный музей) изображен один из многочисленных уголков русской природы. Перспектива убегающей вдаль сосновой аллеи уводит зрителя в глубину, к солнечной поляне, где глаз приятно отдыхает после сумрачности деревьев. Последние лучи солнца, лишь кое-где прорываясь сквозь листву, бросают скупые блики света на стволы, заставляя кору гореть ярким оранжевым цветом, протягивая по земле длинные тени.
Во всех перечисленных пейзажах Васнецов не вносит ничего принципиально нового в трактовку природы. Они являются довольно типичными произведениями для художников-пейзажистов, членов Союза русских художников. Пейзажи реалистичны по своему характеру, выполнены на высоком уровне профессионального мастерства, написаны с большой любовью к тому, что изображается художником, но их не всегда можно назвать пейзажами-картинами в том смысле, как это было свойственно лучшим работам Васнецова. Художник не ставит в них, как в эпических пейзажах 90-х годов, глубоких идейных задач.
Утрата в первое десятилетие XX века в живописи пейзажа-картины большого содержания, вызванная тлетворным влиянием формалистического искусства, распространилась и на Васнецова. Если раньше художник шел от живого восприятия натуры к освоению большой темы, преломляя впечатления действительности сквозь реалистическое миросозерцание, то теперь попытки отойти от пейзажа-этюда начинают уводить мастера в сторону от живой натуры, в область модернистических исканий.
Сохраняя свежесть и искренность в этюдах, являющихся непосредственным впечатлением от природы, в некоторых своих картинах Васнецов подменяет в эти годы реализм украшательством, придающим картинам модернистическую декоративность. Такой характер имеют пейзажи «Гроза идет», «У лукоморья» и панно «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Создавая произведения, не основанные на впечатлении от натуры, Васнецов ощущал большие трудности в работе: «Пишу «У лукоморья». Уж очень измучил меня дуб. Хоть реви, даже глаза испортил и дал себе отдых, завесил картину и с тех нор не смотрю и не знаю, что там,- может дрянь»,- писал Васнецов в 1913 году Н.Н.Хохрякову.
В картине «У лукоморья» есть все детали, упомянутые Пушкиным: и могучий развесистый дуб, на котором сидит сова, и «кот ученый», прикованный к дубу золотой цепью, и море с легкими волнами прибоя, и дремучий лес, и даже певец с лирой в руках, стоящий под дубом в глубоком раздумье, но нет прелести и очарования пушкинской поэзии. В картине много нарочитости и надуманности, не говоря уж об изображении призрака, едва различимого в правой стороне картины, что было совершенно несвойственно для творчества Васнецова.
В другом пейзаже 1914 года - «Зимний сон» - получившем золотую медаль на заграничной выставке в Лионе, изображена опушка скованного морозом заснеженного леча. Прямо от зрителя вглубь картины уходит санный путь, направляющийся к виднеющейся вдали деревне. Лимонно-оранжевый тон закатного неба резко противопоставлен синеватым теням, лежащим на сугробах. Мохнатые лапы елей и сосен укутаны мягким покрывалом снега. В картине показано состояние безмолвия и звенящей тишины зимнего леса, когда треск ломаемой под ногами ветки пугает словно выстрел. Но несколько искусственное построение пейзажа, излишняя декоративность и эффектность цвета, однообразный широкий мазок, оконтуривание отдельных предметов и взятые без нюансировки голубоватые тени придают картине черты модернизма.
Значительный след в творчестве А.М.Васнецова оставило его ежегодное в течение пятнадцати лет пребывание в летние месяцы в селе Демьянове, расположенном в пяти километрах от Клина.
Демьяново с конца XIX века принадлежало Владимиру Ивановичу Танееву - брату известного композитора С.И.Танеева.
В И.Танеев был широко образованным человеком. Он увлекался философией, социологией, занимался литературной деятельностью. В своей усадьбе Танеев собрал замечательную библиотеку, в которой довольно полно были представлены социальный отдел и отдел истории французской буржуазной революции конца XVIII века. В его библиотеке хранилось до 20 тысяч томов книг. Среди них находились редкие издания.
У В.И.Танеева в Демьянове неоднократно бывал П.И.Чайковский, часто гостил его брат С.И.Танеев. Жил здесь на даче и выдающийся русский ученый К.А.Тимирязев, который имел там свою лабораторию. В Демьянове часто снимали дачи многие московские и петербургские ученые. Сюда привлекали горожан красивые окрестности села.
К Демьянову, расположенному в отрогах Клинско-Дмитровской возвышенности, примыкали березовые и хвойные леса, неподалеку находился лес-«зверинец» с вековыми елями. Широкие горизонты с далями и полями открывались на много верст. При усадьбе был огромный липовый парк, насчитывавший более ста лет, с многочисленными прудами. По соседству с парком находилось тенистое кладбище с большими визами.
Васнецову нравились живописные, разнообразные виды окрестностей Демьянова, а также окружающее общество. Особенно близок был Васнецов с В.И.Танеевым в К.Л.Тимирязевым. С последним он любил совершать прогулки, вести беседы на научные темы, главным образом по естествознанию - науке, которой художник был увлечен еще с юных лет.
В Демьянове Васнецовым написано множество этюдов с натуры. Впечатления, навеянные природой Демьянова, неоднократно находили отражение и в его последующих картинах. стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6 - стр.7 - стр.8 - стр.9 - стр.10 - стр.11 - стр.12 - стр.13 - стр.14 - стр.15 - стр.16

Продолжение...


Зимний сон (Зима), 1908-1914