Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

В картине Васнецова Всесвятский мост изображен в том виде, в каком он был после окончания строительства. Сохранены все части постройки. Зимний день. Все покрыто только что выпавшим снегом, скована льдом Москва-река. С Всесвятского моста спускается к Замоскворечью веселая толпа скоморохов, сопровождающих свою пляску ударами в бубны и прибаутками. Замоскворецкие жители останавливаются, пропуская веселых скоморохов. От деревянной часовенки на шум бегут мальчишки.
Как и в других пейзажах Васнецова, маленькие по масштабам фигурки людей ненадолго задерживают внимание зрителя, стремящегося рассмотреть детали архитектурных построек. Вдали видны каменные сооружения Кремля с колокольней Ивана Великого. Слева за мостом обилие каменных построек Белого города. На первом плане теснящиеся деревянные дома Замоскворечья. В картине преобладают каменные строения, которые, начиная от Кремля, как бы постепенно вытесняют деревянные постройки на окраину города. Автор сумел показать красоту и величие разросшегося каменного города, достигшего расцвета в конце XVII века и получившего название Москвы белокаменной.
Цветовая гамма картины очень красива. На фоне белого снега и светлых строении Кремля и моста разбросаны яркие пятна желтых, красных и коричневых одежд скоморохов, синие и зеленые луковичные кровли часовенок и колоколен и золотые главы кремлевских соборов.

Всесвятскому мосту посвящена и другая акварель - «Вид на Кремль через Каменный мост из Замоскворечья», интересная в смысле передачи перспективы большой массы зданий. Скупо, но выразительно решенная в цвете, она построена на легких голубовато-зеленых тонах. Фигуры людей в синих и желтых платьях, мало проработанные и введенные лишь как цветовые пятна, оживляют скромную цветовую гамму. В акварели преобладают вертикали башен, соборов и стен, придавая рисунку легкость и стройность.

О том, насколько всесторонне интересовала Васнецова архитектура старой Москвы (не только центра города, но и его окраины), свидетельствуют две картины, посвященные Деревянному городу, находящемуся за третьей оборонительной линией древней столицы, сооруженной и конце XVI века: «У стен Деревянного города» (1907, Музей истории и реконструкции Москвы) и «Улица в Скородоме» (900-е годы, местонахождение не известно).

Архитектура Деревянного (Земляного) города, расположенного в черте современного Садового кольца, в XVI-XVII веках существенно отличалась от построек Белого города и Китай-города. Это была окраина столицы. За пределами Деревянного города начинались луга, поля и рощи, где были разбросаны боярские загородные усадьбы и монастыри. Строительство деревянной оборонительной линии производилось в 1591 году с большой поспешностью из-за опасения набегов крымского хана, что дало повод народу назвать Деревянный город Скородомом.
Деревянный город заселяла небогатая часть населения - ратные люди и ремесленники, жившие здесь слободами. В сравнении с Китай-городом и Белым городом Скородим был населен значительно мопсе плотно.
В акварели Васнецова «Улица в Скородоме» показана одна из многих улиц Деревянного города. Планировка улицы в Скородоме резко отличается, например, от «Улицы в Китай-городе». Здесь архитектура домов скромнее; на них нет почти никаких украшений,- постройки дальше расположены друг от друга. Каменных строений нет совсем.
По бревенчатому настилу просторной мостовой направляется на службу группа вооруженных всадников в шлемах и доспехах. Справа плотники сооружают бревенчатый сруб. Вдали видна незастроенная часть Скородома с огородами жителей.
Интенсивная работа Васнецова над воссозданием облика древней Москвы отнимала большую часть его времени. Но, несмотря на это, он продолжал работать в начатой им ранее области пейзажа и заниматься общественной и педагогической деятельностью.
В 1903 году Васнецов принимает энергичное участие в организации Союза русских художников.
Для ряда художников, пришедших в Товарищество передвижных художественных выставок в 90-е годы, были неприемлемы установившиеся формы передвижнической живописи, которые казались им устаревшими, стеснительны были отдельные организационные установки. Не порывая реалистическим методом изображения действительности, эти художники Пыли полны новаторских поисков. Увлеченные импрессионистическими веяниями, они стремились к большей живописности, культивировали этюд, широкую манеру письма.
На какое-то время, в первое десятилетие века, они пошли на временное сближение с художниками «Мира искусства». Выставки Союза русских художников имели большой успех, но внутренняя борьба между его членами показывала всю разнородность объединившихся художников и в 1910 году привела к разрыву и отделению от Союза художников-модернистов.
Основное ядро московских художников, прежде тесно связанных с передвижниками, преобладало в Союзе и твердо стояло на реалистической платформе. В дальнейшем они еще более открыто подчеркивали свою связь с Товариществом передвижников, развивая в своем творчестве принципы идейного искусства передвижников.
Союз русских художников, возникший в Москве, был умеренно прогрессивной художественной организацией. Состав его членов не представлял однородной среды ни по своей творческой индивидуальности, ни по эстетическим убеждениям: А.Е.Архипов, С.А.Виноградов, А.М.Васнецов, С.В.Иванов, К.А. и С.А.Коровины, П.И.Петровичев, Н.П.Крымов, В.В.Переплетчиков, С.Ю.Жуковский, Л.В.Туржанский, В.А.Серов, В.Н.Бакшеев, К.Ф.Юон и другие. К участию на выставках были приглашены и петербургские художники А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, О.Э.Браз, А.Я.Головин, А.П. Остроумова-Лебедева.
Деятельность Союза русских художников протекала в годы сложной идеологической борьбы в искусстве, когда формалистические группировки, подобные «Бубновому валету», «Голубой розе» и т. п., пытались подчинить художников своему влиянию.
Художники-реалисты Союза боролись за сохранение традиций реалистического искусства, привлекая на свою сторону художественную молодежь. «Союз русских художников настолько сейчас авторитетен, особенно среди здоровой молодежи, авторитет почитаемый,- писал из Петербурга А.М.Васнецову художник Н.Н.Дубовский, - эта здоровая молодежь смотрит на Ваше общество, как на точку своих мечтаний и достижении, вот почему здесь среди молодых художников я часто слышу разговоры, в которых высказывается надежда, что Вы поддержите морально и другие группы художников русских и не поддадитесь ухищрениям фальсификаторов в искусстве, которые напрягают сейчас силы захватить в свои руки судьбы русского искусства и уже, кажется, в правительстве нашем, в общем довольно далеком от задач искусства, уже имеется некоторый успех».
стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6 - стр.7 - стр.8 - стр.9 - стр.10 - стр.11 - стр.12 - стр.13 - стр.14 - стр.15 - стр.16

Продолжение...


Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века, 1901