Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

В семье Васнецовых поощряли художественные наклонности детей. Сам отец был пытливым человеком, интересовавшимся помимо духовной литературы естествознанием, историей и другими науками. Он много читал и всегда умел увлечь детей рассказами о явлениях природы, цветах, птицах, звездном небе и т.п. Любил отец и рисовать. Однажды он рискнул состязаться в акварели со своим сыном Виктором (В.М.Васнецовым). Сюжетом было избрано дерево. Интересно отметить, что в соревновании победил отец, хотя сын его был уже учеником Академии художеств.
Но самое большое влияние на А.М.Васнецова оказывал пример брата Виктора, который был старше его на восемь лет. «Я и художником-то стал потому, что в детстве видел его рисунки и работы» - писал А.М.Васнецов.
Детство будущего художника, протекавшее среди природы северной России, на всю жизнь привило ему любовь к бескрайним русским равнинам и задумчивой тишине северных лесов, к величию спокойных и полноводных рек. «Природа, окружавшая меня с детства, воспитала из меня пейзажиста. Местность моей родины, села Рябово, была живописна и разнообразна. Ряд довольно высоких холмов с долинами рек Кордяги и впадавшей в нее Рябовки, с оврагами, покрытыми хвойным лесом и пашнями, придавали местности довольно ощутительный рельеф. На вершине холмов был расположен ряд де ревень. С высоты холмов открывались горизонты на десятки верст».
Эти первые детские впечатления, несомненно, легли в основу творчества будущего мастера эпического пейзажа.
«Родные поля, луга и реки, среди которых я вырос и провел детство, отрочество и юность, навсегда остались лучезарными воспоминаниями на всю мою жизнь», - писал А.М.Васнецов.
Характерно, что уже на склоне лет художник снова возвращается к детским зарисовкам и частично по ним, частично по воспоминаниям создает серию акварелей «Моя родина». Но это будет значительно позже, а пока в Рябово мальчик усердно разрисовывает стены отцовского дома, пытаясь при помощи куска мела изобразить дома и деревья. «Когда у меня отняли мел,- вспоминает художник,- я прибег к куску мыла, находя, что и оно может отчасти передавать рисунок. Когда при рисовании на бумаге я слюнил карандаш, чтобы он давал линии чернее, и когда карандаш от этой операции размокал и ломался, у меня его отняли. Тогда я стал осторожно обмакивать его кончик в налитую на стол или блюдечко воду или же слегка касался им языка».
Первые рисунки 1869 года были выполнены по представлению. Это времена года - зима, весна, лето, осень - или запомнившиеся впечатления от поездки в зимнее и летнее время из Вятки в Рябово на каникулы и обратно.
В 1870 году в Рябово из Петербурга на лето приехал брат Виктор, уже учившийся в это время в Академии художеств. Он привез с собой работы масляными красками и академические рисунки. В Рябове Виктор много рисовал, и младший брат неотступно был при нем.
Надо отметить, что влияние Виктора Михайловича на младшего брата было безгранично: каждое его слово мальчик воспринимал как откровение. И в зрелом возрасте, несмотря на расхождение во взглядах по некоторым вопросам, авторитет старшего брата для Аполлинария Михайловича был непоколебим.
Уезжая в Петербург, Виктор Михайлович, увидевший в брате большие способности, поручил руководство его художественными занятиями ссыльному польскому художнику Михаилу Францевичу Андриолли.
М.Ф.Андриолли (1836-1893), в прошлом воспитанник московского Училища живописи, в 1857 году получил звание свободного художника. Он был живым и энергичным человеком и, несмотря на положение ссыльного (был сослан в Вятку за участие в польском восстании 1863 года), не терял бодрости.
В Вятке Андриолли постоянно был чем-нибудь занят: расписывал кафедральный собор, писал портреты архиереев, купцов и знатных вятичей, гравировал свои рисунки, смастерил парусную лодку и т.д. «Я никогда не видел его скучным или без дела»,- вспоминал Л.М.Васнецов.
Васнецов посещал Андриолли каждое воскресенье и приносил ему на отзыв рисунки, выполненные дома, а также рисовал у него с натуры вид из окна или копировал горные и лесные ландшафты швейцарского художника А.Калама.
Сам Андриолли рисовал «смело и отчетливо» и от своего ученика постоянно требовал, чтобы рисунок был «чернее и ярче». Но, «робкий и застенчивый по натуре,- вспоминал Васнецов,- я всегда у него стеснялся, и мои занятия по рисованию шли не особенно успешно».
Со свойственным Андриолли энтузиазмом он принимал деятельное участие в судьбе будущего художника, хлопотал о посылке юноши в Петербург для обучения живописи на пожертвования духовных лиц или губернатора, советуя ему бросить учение в духовном училище. Однако поездка за счет «благотворителей» не состоялась.
В семье А.М.Васнецова сохранились альбомы карандашных рисунков с натуры, выполненные им в 1869-1872 годах. Предметами изображения становятся группы деревьев или отдельные ели, сосны, березы, прорисованные очень тщательно. Художник детально прорисовывает каждую иголку и листочек на дереве, стремится передать свет и тени, добивается правдивости изображения. Часто юноша не умеет изобразить все видимое и перспективе и располагает предметы в одной плоскости. В этих рисунках еще много черноты.
В альбоме встречаются виды любимых уголков и мест прогулок. Таковы «Мельница Батариха», «Село Рябово», «Деревня Вахруши» (рисунки 1871-1872 годов). Они сохраняют особенности ранних работ юного художника. В них остается та же тщательная проработка деталей, тонкий штрих хорошо передает форму ветвей и стволов деревьев. Иногда рисунки приобретают тоновой характер. Будущий художник любит противопоставлять темный массив леса белому снегу. Смело применяя тушевку, он даёт экспрессию движения облаков.
В рисунках 1871-1872 годов Васнецова интересует не только изображение конкретного уголка природы, но и передача определенного настроения, состояния природы: «Северная природа. Туча», «Утро», «Вечер», «Лунная ночь», «Первый снег» и другие. Они перестают быть лишь изображением вида с натуры и приобретают характер композиций. Иногда юноша оживляет свои рисунки фигурками людей, которые ему мало удаются.
О попытке заняться живописью в ранний период свидетельствуют три этюда 1871 - 1872 годов. Цвет их глухой и невыразительный. Тщательная, но наивная передача деталей делает их сухими и скучными.
В.М.Васнецов, приехавший в Вятку в 1872 году, строго отнесся к художественным занятиям брата. Это был первый и, пожалуй, один из самых суровых экзаменов, заставивший юного художника изрядно поволноваться. стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6 - стр.7 - стр.8 - стр.9.

Продолжение...


Элегия, 1893