Испытав на раннем этапе творчества влияние Шишкина, учившего точности в передаче формы, Поленова, уроки которого значительно высветлили колорит его работ,
Куинджи, который обратил его внимание на передачу в картине пространства, Аполлинарий Васнецов не стал эпигоном, подражателем этих больших мастеров пейзажа. Он смог создать свой почерк, выработать свой язык. Уже ряд этюдов 1880-х годов ("Ахтырка вблизи Абрамцева", 1880; "Берег залива. Териоки", 1881; "Лесная тропинка", 1885;
"Молодая рожь", "Летний день", "Облака. Этюд", все - 1880-е) показывают, как шло развитие начинающего живописца.
Первым свидетельством преодоления ученического уровня и признания молодого художника стало приобретение Павлом Третьяковым с IX выставки Товарищества передвижных художественных выставок картины "Серенький день" (1883). Образ природы решен здесь в лирическом ключе.
Мягкая гамма сближенных зеленовато-серых тонов хорошо передает световоздушную среду, глубину пейзажного пространства и состояние пасмурного дождливого дня на берегу Финского залива (этюды к картине писались в Териоках).
Мотив одинокого дерева, мимо которого вьется тропинка с фигурой одинокого путника, как нельзя лучше подчеркивает настроение сосредоточенной тишины и присутствия человека.
Прием "приглашения" зрителя в пространство картины часто встречается в работах русских пейзажистов этого времени (Федор Васильев, "Оттепель", 1871; Алексей Саврасов, "Проселок", 1873; Исаак Левитан, "Осенний день. Сокольники", 1878).
Аполлинарий Васнецов смог придать этому мотиву, при всей его скромности, черты особой поэтической задушевности.