Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

Осенью 1872 года, по окончании Вятского духовного училища, вместе с Виктором Михайловичем Аполлинарий Михайлович едет в Петербург для продолжения учения.
В автобиографии Васнецов красочно описывает первое путешествие в далекую столицу. Поездка на лошадях, пароходе и по железной дороге оставила у художника неизгладимое впечатление. На пути к Казани он проезжал знаменитый Илецкий волок - корабельную рощу с огромными соснами, порой причудливой формы, пустынные степи, останавливался в Казани, любовался красавицей Волгой и Нижним Новгородом. Внимательно приглядывался ко всему окружающему юный художник, зарисовывал, записывал свои впечатления в дневнике, запоминал. Васнецова настолько поразила знаменитая корабельная роща, что по приезде в Петербург он «бредил ею во сне и наяву, в целом ряде рисунков пером и карандашом».
Но значение этой поездки для формирования Васнецова-художника не исчерпывается лишь дорожными впечатлениями. Время, проведенное юношей в столице, самым решительным образом повлияло на весь ход его внутреннего формирования как художника и как человека.
Из глухой провинции, окончив духовное училище, шестнадцатилетний юноша попал в самый центр художественной жизни и был захвачен идейной борьбой передвижников за новое, демократическое искусство. «В Вятке, в духовном училище,- писал позже Васнецов,- я и не подозревал, что есть где-то какая-то жизнь искусства, охватывающая человека всецело и беззаветно».
Кроме репродукций с пейзажей Л.Калама и «Явления Христа народу» А. Иванова, Васнецов не видел в Вятке ни одной картины, тем более нового, демократического содержания. Не удивительно, что его ошеломила бьющая ключом художественная жизнь Петербурга.

Россия во второй половине XIX века, по словам В.И.Ленина (а кто это такой?), представляла «великое народное море, взволновавшееся до самых глубин». Отмена крепостного права, сводившаяся, по существу, к бессовестному грабежу крестьян, вызвала возмущение народа и передовых слоев русской интеллигенции, еще более обострила крестьянский вопрос в политической жизни страны.

Сложность и острота противоречий общественной жизни, связанные с назреванием крестьянской революции, не могли не найти отражения в развитии национальной русской культуры, внутри которой происходила борьба между консервативной и реалистической культурой, являющаяся отражением острой идейной борьбы между крепостниками и революционерами-демократами.

Революционно-демократические идеи А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова проникают во все области литературы и искусства. Передовые писатели и художники прочно связывают свою судьбу с борьбой демократических сил страны за освобождение народа от крепостничества.
Принципы материалистической эстетики, сформулированные Чернышевским в его диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», решали важные, принципиальные вопросы искусства. Пронизанная «духом классовой борьбы», эстетика Чернышевского призывала к активному вмешательству искусства в общественную жизнь. Искусство было призвано показывать отрицательные явления действительности, критиковать их и указывать пути к их устранению.

Начиная с 60-х годов ведущую роль в русской национальной культуре начинает занимать демократическая культура, развивающаяся главным образом под влиянием материалистической эстетики Чернышевского. Ее подъем неразрывно связан с общественным подъемом 60-70-х годов, с ростом национального самосознания во всех областях культуры.
Труды И.М.Сеченова, Д.И.Менделеева, К.А.Тимирязева и других русских ученых, созданные в эти годы, легли в основу последующего расцвета отечественной науки.
В литературе выдвинулись такие блестящие писатели, как Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин, в своих произведениях указавшие пути борьбы за идеалы народа.
В музыке композиторы «Могучей кучки» во главе с М.А.Балакиревым, М.П.Мусоргским, Н.А.Римским-Корсаковым, А.П.Бородиным на большую высоту подняли национальную музыку, создав произведения, прославляющие силу и красоту русского народа.
Высокого расцвета достигает и живопись. Образовавшееся в 1870 году Товарищество передвижных художественных выставок объединило лучших, передовых художников-реалистов, выступивших против условного искусства Академии и поставивших своей целью «изображать русскую жизнь так как она есть, без подмалевки и всяких прикрас, правдиво и верно действительности».
Художники-передвижники выразили в живописи передовые демократические и гуманистические идеи своего времени. Суровая, обличительная правда их произведений сделала эти картины волнующими документами эпохи. Не отвлеченные, идеализированные герои, а народ и его отдельные представители со всем богатством и многообразием их внутренней жизни становятся главной темой в жанровой, исторической и портретной живописи.
Влияние принципов революционно-демократической эстетики на пейзажную живопись сказалось прежде всего на прочном утверждении в пейзаже национальной темы.
Художники-пейзажисты сумели показать в своих произведениях красоту, поэтичность и многообразие мотивов русской природы. Они смогли наполнить пейзажные образы глубоким идейным содержанием, отражающим идеалы общественной жизни.
Вполне естественно, что Васнецов, поселившись с братом в Петербурге и сблизившись с художниками-передвижниками, сразу же окунулся в самую гущу художественной жизни столицы. Виктор Михайлович познакомил брата с И.Н.Крамским, И.Е.Репиным, М.М.Антокольским, В.В.Стасовым, В.М.Максимовым и другими.
«По приезде в Петербург,- вспоминает Васнецов,- я сразу же попал с братом в мастерскую Репина, когда он писал знаменитую свою картину «Бурлаки», в мастерскую Антокольского, лепившего статую Петра Великого для Кронштадтского порта. Заряд был довольно сильный для того, чтобы ошеломить такого юнца, как я, приехавшего из глуши Вятской губернии». стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6 - стр.7 - стр.8 - стр.9.

Продолжение...


Элегия, 1893