С 1882 года Васнецов ежегодно проводит лето на даче у В.М.Васнецова в селе Ахтырка, расположенном близ Абрамцева, имения известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова.
Семья Мамонтовых и группировавшийся вокруг нее кружок передовых талантливых представителей интеллигенции оставили яркий след в русской художественной культуре последней четверти XIX века.
Возникновение мамонтовского кружка В.Д.Поленов относит к 1873 году. В письме к С.И.Мамонтову он писал, что в 1873 году М.В.Прахов положил первый камень художественного кружка в Абрамцеве.
Началось с чтений, затем живые картины, пьесы Мамонтова, «Снегурочка» с участием П.Л.Спиро и т.д.
Сам С.И.Мамонтов был разносторонне одаренным человеком. Он обладал талантами певца, режиссера, музыканта, драматурга и скульптора. Его жена Е.Г.Мамонтова была неплохой пианисткой, увлекалась прикладным народным искусством.
Летом в Абрамцеве, а зимой в московской квартире Мамонтовых собирались художники Н.В.Неврев, В.Д.Поленов, Илья Ефим.Репин, В.М. и А.М.Васнецовы, А.А.Киселев, В.А.Серов, К.А.Коровин, Н.Д.Кузнецов, И.И.Левитан, М.В.Нестеров, В.И.Суриков, М.А.Врубель, артистки М.Н.Ермолова, Г.Н.Федотова; с Абрамцевым связано начало театральной деятельности К.С.Станиславского и Ф.И.Шаляпина.
В абрамцевском кружке устраивались рисовальные вечера, коллективные чтения художественной литературы, любительские спектакли, для которых писали декорации и изготовляли костюмы В. Поленов, В. Васнецов, К. Коровин, М. Врубель и другие.
В качестве актеров выступали члены семьи Мамонтовых и сами художники. Эти спектакли подали Мамонтову мысль о создании в Москве частной оперы, что ему и удалось сделать в 1885 году.
Многие спектакли Московской частной оперы (так назывался Мамонтовский театр), к которой привлекались лучшие художественные и музыкальные силы того времени, пользовались заслуженным успехом и по праву заняли достойное место в истории русского театрального искусства.
С абрамцевским кружком связана организация в 1882 году художественно-столярных мастерских, изготовлявших мебель в русском стиле по эскизам художников и народным образцам. Е.Д.Поленова и Е.Г.Мамонтова были неутомимыми инициаторами в этом деле.
С большой любовью и увлечением работали над проектом и оформлением домашней абрамцевской церковки В. Васнецов, Поленов, Репин, Антокольский.
Живописная природа, окружавшая имение, и артистическая обстановка, господствовавшая там, способствовали творческому росту художников. В Абрамцеве В.М.Васнецов писал своих «Богатырей», В.А.Серов - «Девочку с персиками», И.Е.Репин собирал материал и работал над «Крестным ходом в Курской губернии».
Абрамцевский пейзаж можно увидеть в «Аленушке» В.Васнецова и в «Видении отрока Варфоломея» М.Нестерова.
Несомненно, что реалистическая в целом направленность мамонтовского кружка оказала благотворное влияние на формирование художественных вкусов и развитие творчества многих русских художников.
В письме к В.Д.Поленову от 20 мая 1924 года в связи с его восьмидесятилетием бывшие члены мамонтовского кружка писали: «Вы помните, мы совсем разные пришли отовсюду: В.Васнецов и Антокольский, Е.Д.Поленова и Серов, Ренин и Лрцыбушев, А.Васнецов и М.В.Якунчикова, Спиро и Остроухов... вдохновляемые... правдою и честностью в искусстве; мы в Абрамцеве сомкнулись в одну тесную семью, которая ... до сих пор связывает нас нерушимыми узами большой, настоящей человеческой дружбы».
В Абрамцеве художника много и плодотворно работали, развлекались и отдыхали, жили дружной, сплоченной семьей, объединенной общими интересами. Многие из них в последующие годы вспоминали Абрамцево и гостеприимную семью Мамонтовых.
«Как было светло и тепло на душе... Это было радостное, солнечное утро нашей художественной жизни!» - вспоминал В.М.Васнецов о жизни в Абрамцеве. «Я со всей семьей живу вот уже более месяца в Абрамцеве у Мамонтовых: живется очень легко, хорошо и не скучно.
Воздух чудесный, удовольствия всякие, телесные и духовные, вволю, сколько душе угодно», - писал И.Е.Репин В.В.Стасову.
А.М.Васнецов по мере своих сил принимал деятельное участие в мамонтовском кружке: написал декорацию «Слобода Берендеевка» к спектаклю «Снегурочка», выполнял эскизы мебели для художественно-столярной мастерской, посещал литературные и музыкальные вечера. Несколькими годами позже он создал декорации к операм «Иван Сусанин» и «Хованщина» для Московской частной оперы.
Увлечение участников мамонтовского кружка народным искусством наложило прочный отпечаток на творческие устремления Васнецова и во многом способствовало его увлечению историей и поискам национальной красоты, исторического духа и колорита в его произведениях.
Общение А.М.Васнецова с членами мамонтовского кружка, среди которых были выдающиеся художники, явилось для него превосходной школой, помогло окрепнуть и развиться его таланту, особенно если учесть, с какой жадностью молодой человек,
не получивший систематического художественного образования, стремился восполнить этот пробел общением и практическим учением у своих товарищей по искусству. «Среда художников, около которых я вырос, блестела звездами первой величины», - вспоминал Васнецов.
В цикле абрамцевских этюдов и других работах, связанных с ними но времени, заметно влияние больших мастеров, с которыми художник особенно часто соприкасался в те годы.
В своей автобиографии Васнецов пишет: «Для меня кумирами были Калам и Шишкин. Настолько мне нравились работы Шишкина - рисунки его пером и офорты, что меня обвиняли даже в подражании ему.
Причиной особенного предпочтения его перед другими была вятская природа: леса, поля и дали; они общи для нас обоих, и я и он выросли в вятских лесах. Когда появились пейзажи Куинджи, то обаяние Шишкина отошло на второй план. В пейзажах Куинджи меня поражали свет и пространство - одни из первых, основных начал пейзажа, которые он так ясно сумел поставить».
В 80-е годы Васнецов часто встречался с Репиным, рисовал на его «нечетных четвергах», посещал мастерскую знаменитого художника, однажды даже позировал ему для фигуры юноши-певчего в картине «Крестный ход в Курской губернии». Репин помогал молодому художнику своими советами, заходил в его мастерскую и следил за ходом работ. «Репин был всегда со мной искренен, и его замечания всегда были ярки и верны», - вспоминал позже Васнецов.
Но, пожалуй, самое большое влияние на Васнецова оказал В.Д.Поленов - замечательный художник, разносторонне образованный человек, чуткий и внимательный педагог. Общение с ним было полезно не только в смысле углубления живописного мастерства Васнецова, но и общего культурного роста художника.
Поленов симпатизировал молодому пейзажисту, помогал ему практическими советами, когда они вместе ходили на этюды в Абрамцеве. «Поленов часто обращал внимание на краски,- писал Васнецов,- указывал, что их нужно брать ярче и красочнее». И действительно, если сравнить ранние этюды Васнецова с этюдами абрамцевского периода, становится очевидным, что художник сделал в эти годы огромный шаг вперед. Совершенно изменилась манера письма, цвет его этюдов приобрел большую яркость и чистоту. Характерны в этом плане этюды «Ахтырка», «Вид усадьбы», «Рожь», «Яшкин дом», «Цветущий луг», «Летний день» и другие.
В этюде «Поляна», с фигурой брата - В.М.Васнецова, лежащего на траве, художник вплотную подошел к разрешению пленэрных задач. Интенсивные пятна освещенной солнцем травы, чередующиеся с глубокими, но прозрачными тенями, создают в этюде подлинное ощущение воздушности.
Как и прежде, большое внимание уделяет Васнецов изучению отдельных предметов в пейзаже, но теперь он умеет их связывать в одно целое, подчинять единому живописному строю этюда.
стр.1 -
стр.2 -
стр.3 -
стр.4 -
стр.5 -
стр.6 -
стр.7 -
стр.8 -
стр.9.
Продолжение...
Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой