• Биография Васнецова
  • Темы Урала и Сибири
  • Монография Васнецова
  • Хроника жизни
  • Путь к вершинам
  • Закат жизни
  • Литература
  • Галерея картин
  • Шедевр «Озеро»
  • Старая Москва
  • Другие образы
  • Нестеров о Васнецове
  • Бенуа о Васнецове
  • Маковский о Васнецове
Галерея картин

Творческий метод Аполлинария Васнецова был близок методу Архипа Куинджи, которого он очень уважал и ценил, и многому научился у него.
Для создания картины он сначала писал этюды с натуры, чтобы потом на их основе создать обобщенный образ. Так, для картины «Тайга на Урале. Синяя гора» художник создал несколько набросков. Однако в самой работе Васнецов отошел от этюдов. Озеро стало мрачным и таинственным, формы гор - увеличенными и отсюда более монументальными. Об этом писал живописцу его брат, Аркадий Михайлович: «Синюю гору опознал, но она на картине в большем размере, чем видно из Кушвы. Сначала я принял ее за Качканар: так она показалась мне величественна».

Эту особенность творческого процесса Васнецова заметил и Константин Коровин, который в 1893 году в письме Аполлинарию из Парижа обмолвился такой фразой: «...для тебя, как художника, который пишет по впечатлению». При этом под «впечатлением» Коровин имел в виду претворение, преобразование этюдного материала в целостный собирательный картинный образ. Таким образом, выражение исторического национального духа в пейзажах Васнецова достигалось особыми выразительными приемами и средствами.

Это и «картинность» сочиненной, скомпонованной композиции, и панорамный размах с господством пространственного начала, и приемы живописного обобщения при сохранении непосредственности и жизненности изображения. Образ русской природы при этом нес социальную нагрузку, выражал большие патриотические идеи. Под впечатлением от поездки на Южный Урал были написаны две картины Васнецова – «Горное озеро. Урал» (1892) и «Озеро в горной Башкирии. Урал» (1895).

  • Картины 1
  • Картины 2
  • Картины 3
  • Картины 4
  • Картины 5
  • Картины 6
  • Сумерки, 1889
  • Крым, 1890
  • Оренбургские степи, 1893
  • Ночь. Урал
  • Площадь перед церковью, 1911
  • Сад князя Жемчужного, 1911
  • Ахтырка, 1880
  • Волнующаяся нива, 1892
  • В тени лип. Демьяново, 1907
  • Родина, 1886
  • Беседка на кургане. Бывший Найденовский парк. Москва, 1920-е
  • Озеро Светлояр, 1906
  • Аллея в Абрамцеве, 1917
  • Горный пейзаж, 1895
  • Улица в Китай-городе. Начало XVII века, 1900
  • Крым. Байдарские ворота, 1890
  • Московский Кремль. Соборы, 1894
  • Скит, 1901
  • Крымский пейзаж, 1890
  • Весенняя тишь, 1890
  • Лес на горе Благодать. Средний Урал, 1890-е
  • Гремячая башня. Псков, 1908
  • Гора Благодать, 1890
  • Уральский пейзаж, 1930

150-летию художника
Аполлинария Васнецова посвящается
»
www.vasnec.ru, 2008-2014
по всем вопросам – app@vasnec.ru