Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

В одном из писем к художнику Н.Н.Хохрякову Васнецов пишет о своем увлечении писанием далей, полей, перелесков, утверждает, что нашел в этом свое призвание. Действительно, от абрамцевского периода сохранилось много интересных этюдов такого характера: «В верховьях реки Вори», «Поле», «Вид в Абрамцеве», «Дорога в поле» и другие.
В.Д.Поленов, считавший Васнецова «симпатичным юношей» и художником «с большим жизненным чутьем», был доволен работами своего абрамцевского ученика. В письме к Репину от 10 июля 1883 года из Абрамцева он с радостью писал: «Аполлинарий написал несколько таких этюдов, каких он никогда еще не писал!».
Поленов не переоценивал успех молодого художника. Можно с уверенностью сказать, что именно в Абрамцеве А.М.Васнецов получил недостававшее ему ранее мастерство в области живописи, позволившее впоследствии создать ряд интересных в живописном отношении полотен.
Наряду с огромным количеством этюдов в 80-е годы Васнецов пишет несколько больших картин и выступает с ними в качестве экспонента на выставках Товарищества передвижников. Лучшие из них: «Серенький день» (1883, Третьяковская галерея), «Лесная тропинка» (1885, Третьяковская галерея), «Родина» (1886, Третьяковская галерея), «После дождя» (1887, Киевский музой русского искусства), «Днепр перед бурей» (1888, Картинная галерея БССР), «Сумерки» (1889, Киевский музей русского искусства) и «Весенняя тишь» (1890), за которую он получил первую премию Общества поощрения художеств.
Пейзаж «Серенький день» имел успех на выставке и был приобретен П.М.Третьяковым для своей галереи. Это было большим событием в жизни молодого художника. У него появилась уверенность, что он может быть равноправным членом среди художников Товарищества. Его произведение получило признание.
Сама тема картины «Серенький день» - изображение обычного уголка русской природы, ничем но примечательного, простота и скромность цветовой гаммы, рассеянный свет серенького дня и дорожка, убегающая к роще,- создают у зрителя впечатление будничности и обыкновенности происходящего.
Композиция картины чрезвычайно проста: дорожка делит пейзаж на две части, два дерева расположены по обе стороны от нее. Все здесь уравновешено. Одинокая фигурка бредущего к роще человека и повисшая в небе одинокая птица подчеркивают простор и однообразие местности. Неяркая зелень с вкрапленными в нее белыми цветами слегка оживляется охристой полоской тропинки. «Серенький день» является типичным произведением для пейзажной живописи передвижников. Скупыми, лаконичными средствами реалистической живописи рассказал художник о виденном им уголке природы, без прикрас и без ее героизации.
Последующим шагом в творческом развитии Васнецова-пейзажиста были картины «Родина» и «После дождя», очень схожие по мотиву, содержанию, размеру и живописной манере.
Эти произведения интересны тем, что они стоят как бы на пороге, отделяющем пейзажи художника предыдущих лет, носящих зачастую характер увеличенных этюдов, от его пейзажей 1890-1900-х годов, всегда насыщенных глубоким идейным, подчас философским содержанием.
В «Родине» уже намечаются черты монументальности, которые получат дальнейшее развитие в последующие годы. В бескрайних полях, перелесках и пашнях небольшого полотна показана родина художника - огромная и печальная, со звоном бубенцов и песнями ямщика, с убогими деревушками, далеким церковным благовестом и одинокой фигурой пахаря, идущего за плугом. Когда смотришь на скрывающуюся под бугром деревню, на мелькающую за лесом полоску реки и едва освещенную солнцем колокольню на горизонте, то невольно ощущаешь, как далеко от этого заброшенного в полях уголка до ближайшего уездного города и сколько таких затерянных уголков разбросано по просторам русской земли.
Луч солнца, прорывающийся сквозь бегущие по небу облака, не случайно и не ради светового эффекта упал на избы деревушки. Так и кажется, что этот луч, скользя по просторам огромной страны, еще долго-долго будет озарять такие же избы, поля, проселочные дороги, и сколько бы ни скользил он по русской земле, все будет то же: деревушки, поля, перелески и колокольня на горизонте. Это - родина...
Пейзажный образ «Родины» Васнецова глубоко содержателен, наполнен большой идейной значимостью. Это обобщенный показ красоты и величия русской природы средней пологи России. Поэтический образ родины, созданный художником, был близок сердцу каждою русского человека, выражал настроения зрителей.
Несколько иной характер носит картина «Сумерки», также относящаяся к числу лучших пейзажей Васнецова этого периода.
Васнецов редко бывал доволен своими произведениями. В одном из писем к брату Аркадию Михайловичу он писал: «Картины мои поглощают меня всего, хотя разочарование в них отнимает еще больше времени». Но пейзаж «Сумерки» ему нравился. В 1889 году Васнецов писал И.Н.Терещенко в Киев: «... «Сумерки» считаю все-таки самой лучшей картиной из всего, что я сделал до сих пор». Действительно, появление этого пейзажа было весьма знаменательно. В этом пейзаже, как в фокусе, сосредоточились многие черты пейзажей Васнецова периода расцвета его таланта, хотя пока это была только своеобразная «проба кисти», первый опыт большого мастера на новом этапе творчества. Отсюда и ряд отрицательных моментов, свойственных картине, проистекающих в основном оттого, что художник не нашел еще формы для выражения нового содержания.
Сюжетно пейзаж очень лаконичен: вечернее небо, наполовину затянутое дымчатыми облаками, темнеющее поле, одинокий сумрачный дуб на первом плане и сидящий на обочине дороги человек, повернувшийся спиной к зрителю,- вот и все. Но как богато содержание этой картины!
Легкие сумерки, постепенно сгущаясь, плотно окутывают притихшую землю. Все запило, проникнуто молчаливым покоем погружающейся в сон природы. Неподвижны облака, неподвижна неяркая луна, струящая свой робкий, еще на границе дня и ночи, свет, неподвижен могучий дуб. Его сквозная крона четким силуэтом вырисовывается на фоне темнеющего неба, где, кажется, можно различить появление первых тихих звезд. И в то же время при внешнем спокойствии пейзажа его внутренняя жизнь чрезвычайно напряжена. И чем более всматриваешься в картину, тем эта жизнь проступает все ярче, все более захватывает зрителя.
Вот легкий ветерок с реки чуть тронул темные верхушки деревьев, шевельнул волосы сидящего человека, вот на том берегу зажегся огонек, погас на секунду и снова засветился, отразившись в спокойной воде реки, почти невидимой в сумерках. Темнота сгущается, затихают дневные звуки, и лишь неверный розовато-молочный свет луны, усиливаясь и становясь все ярче и холоднее, медленно заливает землю, наполняя ее уже совсем новой жизнью, таинственной жизнью лунной ночи. стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6 - стр.7 - стр.8 - стр.9.

Продолжение...


Осинки. Абрамцево, 1886