Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

В пейзаже «Сумерки» Васнецову удалось заставить зрителя ощутить течение времени, поверить постепенному наступлению ночи. Этот показ развития действия во времени станет в творчестве Васнецова чрезвычайно важным качеством.
Анализируя пейзаж, мы сразу отмечаем в картине наличие двух разных состояний природы, мастерски сведенных художником к гармоническому единству: ночной пейзаж в глубине картины и легкие сумерки пейзажа первого плана. Эта двойственность достигается введением в картину темных облаков, закрывающих горизонт и значительную часть вечернего неба. Облака как бы оправдывают может быть и не совсем правдоподобную в этот час темноту за рекой, они дают возможность так ярко и совсем по-ночному засветиться далекому огоньку. Оттуда идет ночь. Но на первом плане еще светло. Светлое небо в верхней части картины позволяет художнику подробно выписать - низкие елки, человека и даже траву переднего плана. Создается впечатление, что все детали картины направлены к одной цели - показать наступление ночи.
Очень характерно в пейзаже место луны. Если бы Васнецов поместил ее на заднем плане, пейзаж в глубине картины был бы ночной, резко отличающийся от остальной части пейзажа первого плана. Так же, если бы луна была поднята выше, это вынудило бы художника сделать темнее окружающее ее небо, а следовательно, и сгустить тени на первом плане, то есть изобразить полную ночь. Помещая же луну на границе облаков и светлого неба, Васнецов заставил ее одновременно быть и в ночном пейзаже вдали и в то же время связывать в единое целое первый и второй планы. На фоне ясного неба, в верхней части полотна, она кажется достаточно яркой рядом с темными облаками и одновременно создает те дополнительные световые нюансы, которые как бы погружают всю картину в единую цветовую среду.
Смысловую роль играет и дуб в левой части пейзажа. Частично вырисовывающийся на фоне облаков и как бы уснувший с опущенными вниз ветвями, своей верхушкой он четко контрастирует со светлым зеленоватым небом.
Фигура человека также введена художником в пейзаж не случайно. Человек сидит, отвернувшись от зрителя. Видна лишь его устало согнутая спина. Но эта поза настолько выразительна, что невольно заставляет зрителя посмотреть вслед за ним с освещенного переднего плана в глубину картины, в направлении его взгляда, туда, где уже наступила ночь, стало холодно, зажегся одинокий огонь. Если бы Васнецов направил взгляд человека в другую сторону, то эффект ожидания темноты был бы меньшим.
При внимательном, не поверхностном, рассматривании пейзажа все его смысловые линии - человек, глядящий за реку, откуда идет ночь, ветви дерева, словно тянущиеся в ту же сторону, и, наконец, постепенное уменьшение освещенности предметов от первого плана к темной дали с мерцающим огоньком за рекой - все это углубляет первое впечатление от картины: ощущение перехода природы от сумерек к ночи, наступления последней, развитие действия во времени. Композиционная слаженность «Сумерек» является большим достижением художника.
Если можно упрекнуть художника за некоторую композиционную рыхлость «Серенького дня», «Родины» и «После дождя», то композиция пейзажа «Сумерки» не может быть изменена никаким образом. Места всех предметов в картине строго определены. Это придает полотну особую уравновешенность и своеобразную монументальность, отличающую наиболее значительные произведения Васнецова.
Живописные достоинства произведения несомненны. Приглушенные тона травы, дуба и кустарников, слегка освещенные мягким светом поднимающейся луны, создают благородную гамму оливково-зеленых тонов. Прекрасно переданы голубоватость вечернего воздуха и бездонного неба.
Но излишняя декоративность рисунка деревьев, особенно большого дуба, вносит в картину некоторую долю фальши. Здесь попытка осмыслить отдельные детали пейзажа, придать им более сильное, подчеркнутое звучание, нежели это позволяла выбранная тема, привела автора к неудаче. В дальнейшем Васнецов не раз прибегал к подобному приему в изображении деревьев, и почти всегда результат прямо зависел от поставленной автором задачи: если тема была сказочная, например «Озеро», то декоративное решение было правомочно, если же оно не отвечало подобной теме, то получалось неправдоподобие, например в картине «Зимний сон».
Пейзаж «Сумерки» имел успех на Передвижной выставке в Москве и в Петербурге, а затем был приобретен киевским коллекционером И.Н.Терещенко для своего собрания.
Вступление Васнецова в 1888 году в члены Товарищества передвижных художественных выставок и участие на выставках в пору расцвета живописи передвижников имело для него большое значение. По этому поводу Васнецов пишет: «Влияние передвижников на начинающих художников было огромно и весьма благотворно. Требование рисунка, передача натуры такой, какова она на самом деле, воспитывали здоровое отношение к искусству».
Со времени вступления в Товарищество Васнецов справедливо мог считать себя самостоятельным художником-профессионалом, принятым на равных правах в среду своих недавних учителей в искусстве и в жизни.
В 1885-1886 годах Васнецов предпринял путешествие по России. Он побывал на Украине и в Крыму. Своим поездкам художник придавал большое значение. В его автобиографии читаем: «Воспитывали меня как художника-пейзажиста и мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей».
В семье Васнецова хранится карта России, на которой красным карандашом самим художником отмечено около ста пунктов - Урал, Сибирь, Крым, Кавказ, Украина, побережье Финского залива и т.д., где он писал этюды и рисовал.
Посетив Киев в 1885 году, Васнецов писал: «Прекрасный город, река Днепр, заднепровские дали, пирамидальные тополи, деревья грецкого ореха, вообще растительность дали богатую пищу мне как пейзажисту». Результатом киевской поездки был ряд картин: «Днепр перед бурей», «Тополь над Днепром», «Весенняя тишь» - и много этюдов берегов Днепра.
В картине «Днепр перед бурей» показана величественная панорама Днепра. Предгрозовое состояние природы, избранное Васнецовыми для своего пейзажа, когда на какое-то мгновение все затихло перед тем, как разыграться буре, медленно нависающие тучи над Днепром и темнеющая от них река убедительно переданы художником.
В этой картине Васнецов впервые применил высокий горизонт, столь излюбленный им впоследствии, особенно в работе над старой Москвой. Картина четко разбита на планы, большое внимание уделено перспективному построению пейзажа.
В украинских этюдах «Луг. Бровары», «Дома, освещенные солнцем», «На берегах Днепра», «На хуторе» и других Васнецов правдиво изображает привлекшие его внимание уголки природы.
Однако в письме к И.И.Хохрякову в 1885 году Васнецов, отмечая полюбившуюся ему красоту днепровских берегов, пишет: «Но при всем том я все-таки южанином в природе не буду и не изменю милому тихому северу, располагающему своими пейзажами на размышление, на грустные думы и глубоко меланхолические ощущения. Верен своей возлюбленной до гроба».
В Киеве художник продолжает писать этюды облаков, увлечение которыми началось еще в Рябове и затем продолжалось в Абрамцеве. Он пишет их рано утром и в полдень, вечером и лунной ночью, в жаркий день и при грозовой погоде, дает очень тонкое цветовое решение облаков. То они бледно-розовые, то зеленоватые, то нежно охристые, то темно-серые, то ослепительно белые.
Не случайно Васнецов так внимательно наблюдал изменения облаков. Изображение неба в пейзаже всегда имеет существенное значение. Почти во всех его пейзажах и в картинах из истории Москвы небо написано превосходно, оттеняя то или иное состояние природы. Свои наблюдения облаков Васнецов позже обобщил в рукописи «Облака», где как художник и ученый объяснял причины изменения состояния облаков в различное время дня.
Весной 1886 года Васнецов впервые побывал в Крыму. Он много бродил но горам с этюдником, поднимался на Ай-Петри. Крымская природа нравилась художнику. Он написал там много этюдов, сохраняя в них своеобразный колорит южной природы. Но, несмотря на большое количество этюдного материала, по мотивам крымской природы Васнецов создал лишь одну картину - «Утро у Байдарских ворот». Может быть, это произошло потому, что художник считал, что «Крым может быть весь выражен в этюдах, больших и малых,- он красив «внешне», а это полностью возможно передать в этюдах».

Подводя итог первому периоду художественной деятельности Васнецова, можно отметить, что он характеризуется поисками творческой индивидуальности, своего изобразительного языка. Усвоив достижения современной ему русской живописи, пройдя за период общения с художниками-передвижниками большую школу мастерства, Васнецов стал на ноги как художник-реалист. стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6 - стр.7 - стр.8 - стр.9.

Продолжение...