Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

Знакомство с выдающимися деятелями русского искусства, посещение мастерских художников, рисовальных вечеров с их участием, где постоянно велись жаркие споры о судьбах родного искусства,- таков был мир, окруживший Васнецова в столице.
Юноша внимательно прислушивался к спорам художников, смотрел их произведении на передвижных выставках и в мастерских, по целым дням пропадал в Эрмитаже, знакомясь с образцами мировой живописи, много читал книг по искусству. Не имевший до сих пор каких-либо определенных взглядов на жизнь и искусство, он постепенно начинает понимать, что передовой русский художник не может быть пассивным наблюдателем жизни.
Но мечте Васнецова о поступлении в Академию художеств, взлелеянной еще в Вятке и окрепшей по прибытии в Петербург, не суждено было осуществиться. Этому препятствовало прежде всего отсутствие диплома о среднем образовании. Чтобы получить его, Васнецов решает самостоятельно готовиться к сдаче экзамена за курс реального училища. С помощью земляков-вятичей - студентов петербургских училищ - он приступает к изучению математики, физики, химии, истории и других предметов.
Много читая, будущий художник увлекается художественными и критическими произведениями Н.А.Некрасова, Г.И.Успенского, Д.И.Писарева, Н.Г.Чернышевского, П.И.Мельникова-Печерского и других. Ему многое хотелось узнать, изучить и постичь, пополнить свой «научный и литературный багаж».
Проживая лето 1873 года вместе с братом В.М.Васнецовым у художника В.М.Максимова на даче, расположенной на живописном берегу реки Волховы, Аполлинарий Михайлович усиленно занимается геологией, увлечение которой началось еще в Рябове. Он с большим интересом рассматривает древние пласты в каменоломнях на берегу Волхова с отпечатками моллюсков, морских лилий и кораллов. Собранная им коллекция окаменелостей с отпечатками новых разновидностей трилобитов была приобретена Петербургским университетом.
Художник настолько увлекся геологией, что решил было поступить в Геологический институт, но этому решительно воспротивился Виктор Михайлович. Поступление в институт не состоялось, но интерес к геологии сохранился у Васнецова на всю жизнь.
Во время пребывания в Петербурге с 1872 по 1875 год Васнецов рисовал сравнительно мало, усиленно занимаясь самообразованием. Однако юноша вскоре должен был убедиться, что сдать экзамены в столице, пожалуй, ему будет не по силам.
В 1875 году А.М.Васнецов едет в Вятку для получения диплома за курс реального училища. По возвращении на родину он попадает в среду студентов Сельскохозяйственного земского училища, своих сверстников, увлекавшихся идеями народничества, и под их влиянием решает «круто повернуть руль жизни» - бросить живопись и заняться общественной деятельностью.
Это неожиданное на первый взгляд решение было в какой-то мере подготовлено уже во время пребывания Васнецова в Петербурге, когда под воздействием революционно-демократических идей освобождения народа он понял, что служение народу является целью жизни всякого честного человека, будь то художник или человек другой профессии. Естественно, что юноша стремился отдаться этому делу немедленно и период подготовки к экзаменам и время обучении в Академии казались ему бесконечно долгим сроком.
Идеи народничества в середине 70-х годов были широко распространены среди передовой русской разночинной интеллигенции. «Господствующим направлением, соответствующим точке зрения разночинца, стало народничество»,- писал В.И.Ленин.
В своих работах «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» и «От какого наследства мы отказываемся» В.И.Ленин дает четкое определение основных черт народничества, отмечая преимущества народничества первого периода, то есть 70-х годов, от последующих этапов его развития. Он подвергает резкой критике принципиальные ошибки этого движения.
«При самом своем возникновении, в своем первоначальном виде, теория эта обладала достаточной стройностью - исходя из представления об особом укладе народной жизни, она верила в коммунистические инстинкты «общинного» крестьянина и потому видела в крестьянстве прямого борца за социализм, но ей недоставало теоретической разработки, подтверждения на фактах русской жизни, с одной стороны, и опыта в применении такой политической программы, которая бы основывалась на этих предполагаемых качествах крестьянина - с другой».
Народники отрицали прогрессивность капитализма в сравнении с крепостничеством. Идеализация крестьянства, мнение, что оно является единственной революционной силой, замазывание классовых противоречий в деревне привели народников к грубым ошибкам а (делали их движение в 80-е годы тормозом, препятствующим распространению марксизма в России.
Народники призывали интеллигентов вести пропагандистскую работу внутри крестьянской общины и таким путем, посредством пропаганды социалистических идей, привести народ к социализму. Но у интеллигенции не нашлось общего языка с крестьянством. «Хождение в народ» успехом не увенчалось и закончилось полным провалом. Народники не поняли крестьян, их нужд и интересов. Они отвлекали внимание трудящихся от борьбы с классом угнетателей, тормозили развитие революционной инициативы и активности рабочего класса и крестьянства.
A.М.Васнецов, как уже отмечалось, познакомился с идеями народников в Вятке в кружке молодежи, занимающейся самообразованием. В кружке, возглавляемом М.П.Бородиным, вместе с Васнецовым занимались народоволец Степан Халтурин, археолог А.А.Спицын, агроном И.П.Селивановский и другие. Здесь была небольшая библиотека, включающая нелегальную литературу, хранение которой было доверено Васнецову. На собраниях кружка изучались философия, естествознание, экономическая литература, сочинения М.Бакунина, Б.Лаврова и других.
В автобиографии Васнецов так описывает этот период: «В кружке существовало два течения: «идти в народ» рабочим и землепашцем, другое - в учителя, учить народ. Я был горячим сторонником последнего. Отстаивая свою точку зрения, я говорил: «Без образования, развития умственного, с увеличением и улучшением только одного материального благополучия может выйти только «сытое животное, а не человек». Служить народу, «идти в народ» увлекло меня, и я решил идти в народные учителя», Приняв такое решение, Васнецов начал усиленно готовиться к экзамену на звание учителя, предполагая, что это послужит более тесному его сближению с народом.
B.М.Васнецов, узнав об этом, пытается отговорить младшего брата от учительства, зовет его в Петербург, обещает материальную поддержку, но Аполлинарии Михайлович непреклонен в своем решении. стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6 - стр.7 - стр.8 - стр.9.

Продолжение...


Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век, 1918