Глава вторая
На 1890-е и 1900-е годы приходится расцвет творчества А.М.Васнецова. В это время он создает свои лучшие произведения, принесшие ему славу выдающегося мастера пейзажа-картины.
В 1890-1891 годах Васнецов совершил длительное путешествие по южному и среднему Уралу, давшее богатый материал для его творчества. Художник привез большое количество интересных этюдов, и многие из них были использованы затем в картинах на уральские темы. Величественная, суровая природа Урала глубоко запечатлелась в памяти художника. По ее мотивам он написал много пейзажей.
И в дальнейшем Васнецов неоднократно возвращался к уральской тематике. «Характер Урала и его природа очень мне напоминали вятский край, - писал Васнецов, - те же хвойные леса, увалы, только грандиозных размеров, а леса - щетина тайги по хребтам гор; вместо одиночек елей - гиганты кедры. Потому-то, вероятно, я несколько лет только и делал, что писал уральские пейзажи. Они напоминали мне милое Рябово».
К числу лучших пейзажей относятся: «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891, Третьяковская галерея), «Горное озеро. Урал» (1892, Картинная галерея БССР), «Оренбургские степи» (1893, Кировский художественный музей), «Дебри Урала. Уренга» (1894, Одесская картинная галерея), «Сибирь» (1894, Русский музей), «Кама» (1895, Третьяковская галлерея), «Озеро в горной Башкирии» (1895, Русский музей), «Баллада. Урал» (1897. Одесская картинная галерея), «Северный край» (1899, Русский музей) и другие.
Галереи: 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Внимание посетителей Третьяковской галереи часто привлекает картина «Тайга на Урале». В своих «Путевых очерках по Уралу» Васнецов, рассказывая об уральской тайге, пишет: «Лес весь седой: земля седая от массы мха и лишаев; серебристые стволы пихт кажутся еще седей от мха, длинными космами повисшего до самой земли. И так, падая один на другой, стволы свалившихся деревьев образуют непроходимые чащи и завалы».
Это описание таежного леса очень подходит к характеру природы, показанной Васнецовым в картине «Тайга на Урале». Быстро бегут низкие клубящиеся облака, почти задевая покрытые елями древние горы. Неподвижно застыли вековые деревья, столпившись над черной ямой таежного болота, гнилыми испарениями окутывающего лесную чашу. Ничто не шелохнется. Тайга замерла, словно прислушиваясь к чему-то.
Ощущение напряженного ожидания создается контрастом мчащихся туч и застывшей неподвижностью на земле. Кажется, что сейчас пойдет дождь или снег и столетние деревья со стоном и скрежетом начнут качаться из стороны в сторону под напором жестокого ветра. Но, привыкшие ко всему, они покорно ждут своей участи. Беспокойство усиливают и птицы, взволнованно поднявшиеся над лесом.
Построенная по диагонали композиция картины - рваная линия туманных гор, замыкающих горизонт, и одинокая ель, как бы упершаяся в небо,- подчеркивает ощущение молчаливого, гнетущего ожидания.
Несмотря на внешнее спокойствие величественного пейзажа, художник удивительно ярко дает почувствовать всю суровую напряженность состояния природы. Сыростью и отчужденностью веет от сумрачных дебрей васнецовской тайги, И какими наивно трогательными, будто случайно заброшенными в эту глухомань кажутся лиловатые цветы вереска, разбросанные по склону болота. Они только подчеркивают густые холодные фиолетово-синие тона всей картины. Даже чуть теплеющее у горизонта небо не радует глаз зрителя, а как бы зовет его за гряду синих гор, туда, где светит солнце.
Сочными, густыми мазками лепит художник стволы сосен, точно по форме направляя движение кисти. Кое-где холст остается нетронутым. Все это придает пейзажу особенное ощущение воздушности. Пастозный мазок в соединении с почти жидкой пропиской становится характерным приемом живописи Васнецова в последующий период.
Совершенно иное состояние уральской природы показывает Васнецов в менее известной картине 1892 года - «Горное озеро. Урал». Эта картина, как и другой пейзаж - «Озеро в горной Башкирии» (1895), - написанный по тем же мотивам, явилась результатом путешествия художника в южные районы Урала.
«Горное озеро» проникнуто своеобразной, неповторимой прелестью девственного уголка земли, как бы внезапно открывшегося перед зрителем, долго блуждавшим по таежным тропам и теперь застывшим в изумлении перед увиденной внизу кристально прозрачной чащей зеленоватого озера, будто опрокинувшего в себя и небо с розоватыми облаками на горизонте, и голубые, словно бархатные, горы, и корявые кедры, и черные ели. В этом пейзаже нашла свое отражение красота горного края, еще не тронутого человеком.
Узкая тропинка, вьющаяся внизу по берегу и исчезающая среди деревьев, убеждает нас в том, как безлюдны эти места. Эта то скрывающаяся в чаще, то лепящаяся над самым обрывом тропа не может быть пригодна даже для лошадей. Здесь способен пройти только человек с котомкой за плечами - неутомимый исследователь или охотник, редкие посетители пустынной горной страны, скорее гости, но не хозяева ее.
Изображение безлюдной природы характерно почти для всех эпических пейзажей Васнецова. Но следует подчеркнуть подлинно гуманистическую сущность этих картин. За исключением всего двух-трех картин, пейзажи Васнецова, несмотря на несколько суровый характер их сюжетов, не вызывают в зрителе ни уныния, ни страха, ни чувства одиночества. Глядя на величавые реки, огромные деревья, бескрайние дали и древние горы, зритель ощущает гордость за свою родину, за ее богатство и беспредельность просторов. Эпические пейзажи Васнецова пробуждают большие и красивые чувства, чего никогда не может сделать искусство, лишенное гуманистического начала.
Здесь уместно остановиться на одной из сторон творчества Васнецова периода расцвета его искусства. Отличительной чертой пейзажей Васнецова 90-х и 900-х годов является их ярко выраженная «картинность» в лучшем смысле слова.
В истории пейзажной живописи в период идейного упадка искусства этюд, как правило, начинает приобретать самостоятельное значение, вытесняя законченные пейзажи-картины. Неясность целей искусства и душевная опустошенность заставляли художников уходить с пути создания пейзажей большого смыслового значения и обращаться к изображению случайных уголков природы.
Правда, иногда и этюды, как это можно видеть во многих произведениях Поленова и Левитана, обладают всеми достоинствами пейзажа-картины, но в этом случае они не носят специфически этюдных особенностей, становясь картинами, написанными непосредственно с натуры. Но этюды с натуры остаются большей частью просто этюдами, беглыми зарисовками природы, в которых художник старается запечатлеть тот или иной поразивший его момент из окружающей жизни.
стр.1 -
стр.2 -
стр.3 -
стр.4 -
стр.5 -
стр.6
Продолжение...
Горное озеро в Башкирии. Урал, 1892