Идеологи «Мира искусства» А.Н.Бенуа, С.П.Дягилев и другие в своих статьях и выступлениях подвергали резким нападкам идейное искусство художников-передвижников, выбирая наиболее уязвимые места в их творчестве. Передвижников 90-х годов они обвиняли в утрате социальной остроты произведений. Противопоставляя современной жизни «утонченную» культуру прошлого, теоретики «Мира искусства» призывали художников находить идеалы красоты в прошлом и отход от действительности утверждали как новаторство в искусстве.
Стремясь повысить значение своего объединения и прикрыть его декадентскую сущность, сторонники «Мира искусства» привлекали к участию на своих выставках известных художников-реалистов - членов Товарищества. Подобный тактический прием был рассчитан на раскол в среде передвижников. И действительно, некоторые художники-передвижники не смогли устоять перед влиянием упадочнических идей «Мира искусства», не поняли псевдоноваторского характера их «реформ» в искусстве.
К числу таких художников-реалистов, более или менее длительное время находившихся под влиянием «Мира искусства», относится и А.М.Васнецов.
В 1899 году художники-передвижники В.А.Серов, А.М.Васнецов, А.Е.Архипов, Н.В.Досекин, С.И.Светославский и другие приняли приглашение Бенуа участвовать на выставке «Мира искусства».
Этот поступок вызвал большое недовольство среди членов Товарищества, которое, по-видимому, дошло и до Васнецова. В ответ он пишет в Товарищество гневное письмо, отстаивая правоту своего решения: «Я враг декадентства, но не настолько устарел, чтобы не отличить скорлупы от ядра, то есть не суметь отличить декадентства от прогресса в искусстве, двигаемого исканием новых путей и выражений. Я не враг новых веяний в искусстве и потому участие на выставках «Мира искусства» нахожу для себя полезным и в то же время не служащим в ущерб интересам нашего Товарищества».
Совершенно очевидно, что с подобными рассуждениями художника трудно согласиться. Во-первых, он не сумел сразу понять, что скрывается под «прогрессом в искусстве», о котором без конца говорили идеологи «Мира искусства», прикрывая громкими словами свои реакционные идеи и вводя в заблуждение многих художников. Кроме того, неправ Васнецов, утверждая, что его участие на выставках «Мира искусства» не наносило ущерба интересам Товарищества.
Художники-передвижники, согласившиеся участвовать на выставках «Мира искусства», своим поступком способствовали расшатыванию монолитности Товарищества.
Познакомившись ближе с «новыми веяниями» «Мира искусства», Васнецов вскоре понял их декадентскую сущность и уяснил бесперспективность такого искусства. Он порывает с организацией «Мир искусства», становясь в ряды его противников, а не сколько позже - в 1908 году - подвергает самой беспощадной критике декадентскую живопись в своей книге «Художество».
Особое место среди эпических пейзажей Васнецова занимает сказочное «Озеро» (1902, Третьяковская галерея), имевшее большой успех на «Выставке 36 художников», где впервые был экспонирован этот пейзаж. Для Васнецова эта картина, полная глубокого лиризма, не была отходом от его темы - эпического пейзажа, но являлась своеобразным вариантом, развитием ее. Мы можем рассматривать этот пейзаж как реалистическое произведение, содержащее в себе элемент сказочности. И, как нам кажется, именно этого результата стремился добиться Васнецов.
Если принять во внимание, что в начале 900-х годов художник работал над декорациями к опере С.Н.Василенко «Град Китеж», и рассмотреть сохранившийся эскиз «Озеро Светлояр», довольно близкий по мотиву, цветовому решению и композиции к картине «Озеро», то становится легче понять сказочность «Озера». Эскиз помогает раскрыть содержание картины. Возможно, что пейзаж Васнецова навеян старинной легендой об озере Светлояр, по преданию, возникшем на месте града Китежа, сделавшегося невидимым при приближении к нему татарских орд.
Озеро Светлояр, существующее доныне, окружено ровной, открытой местностью, но по сюжету сказания, использованному для либретто оперы, оно находилось в глубине Керженских лесов.
Связь «Озера» с древнерусским сказанием о невидимом граде Китеже объясняет налет сказочности, присущей «таинственному озеру». Однако самую легенду Васнецов истолковывает в духе русской народной былины, стремясь в народных верованиях отыскать отражение объективной исторической правды.
Нужно особо отметить своеобразную эпичность этого произведения. Оттого так сильно воздействие сказочности васнецовского «Озера», что оно реально и в то же время сохраняет след древнего события, якобы происшедшего много лет назад на этом месте. Если бы Васнецов ограничился изображением древнего озера или насытил его лишь неправдоподобными элементами сказки, картина потеряла бы эпическое начало.
Именно в том, что древнее озеро существует и теперь, что оно пережило «чудо» и погребло его в своих молчаливых водах,- в этом таится гипнотизирующее очарование «Озера», сказочного и в то же время очень реального.
Перед зрителем полукруг темного леса. Слева, окруженное низкими, сырыми берегами, застыло озеро. Его загораживают старые ели на переднем плане. Их темные изогнутые ветви кажутся вырезанными на фоне предвечернего неба.
Необычная тишина разлита в природе. Тихими шагами бредет по берегу женщина, собирающая цветы. Резкие очертания контуров предметов придают картине своеобразные декоративные черты, которые в сочетании с реалистической правдой пейзажа способствуют усилению его сказочности. Выразительны в этом плане контрасты темных и светлых пятен, взятых почти без полутонов, странные белые цветы, мелькающие в траве, и причудливые кустарники у нижнего края картины.
Красива цветовая гамма пейзажа, построенная на сочетании тончайших оттенков двух основных цветов - зеленого и белого: яркая зелень берега, белые цветы, густозеленая стена леса, отраженного в светлой воде, почти черные ветви елей, светлое небо и т.п. «Озеро» написано очень широко и с большим мастерством. Двумя-тремя плотными мазками художник талантливо передает грубую кору елей, мохнатую тяжесть хвои, нежные пятна цветов.
«Озеро» явилось последним эпическим пейзажем в творчестве А.М.Васнецова, написанным им на сюжеты родной природы. Последующую половину своего творческого пути он посвятил поискам эпичности в исторических пейзажах старой Москвы. Пейзаж как таковой отошел в его деятельности на второй план, уступив место картинам старой Москвы.
В дальнейшем Васнецову редко удается достигнуть в своих пейзажах высот «Тайги», «Камы» и «Озера».
К 1900 году А.М.Васнецов становится известным художником, «с именем», по определению В.В.Стасова. Его картины пользуются успехом у публики, и около десяти произведений его приобретено Третьяковской галлереей. Учителя-художники поздравляют своего бывшего ученика с успехом. И. Е. Репин в одном из писем В.М.Васнецову восклицает: «Картины Аполлинария мне очень нравятся. Какой он молодец, какое воображение!».
В феврале 1900 года академики И.Е.Репин, В.Д.Поленов и Е.Е.Волков направили в Академию художеств заявление, предлагая удостоить Васнецова званием академика. Ответ не замедлил последовать. Совет петербургской Академии художеств учел заслуги московского художника и «за известность на художественном поприще» признал Аполлинария Михайловича Васнецова «своим академиком». Художнику в это время шел сорок четвертый год. Он находился в расцвете творческих сил.
стр.1 -
стр.2 -
стр.3 -
стр.4 -
стр.5 -
стр.6
Продолжение...
Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой