«Северный край» был одним из последних эпических пейзажей. В этой грандиозно задуманной, но менее удавшейся в сравнении с «Камой» картине изображены бесконечные просторы Севера. При взгляде на пейзаж невольно вспоминается описание природы северной России, сделанное Васнецовым в «Путевых очерках по Уралу»: «Природа России разгулялась здесь во всю ширь.
Если леса, то они выросли здесь страшные, дремучие, м холмы поднялись до облаков, и реки потекли многоводные, до черноты глубокие, могучими извивами теряясь па горизонте, а дали раскинулись на многие десятки верст, далеко уходя в холодную синеву».
Зритель смотрит с возвышенного берега на расстилающуюся перед ним панораму северного края, покрытого таежными дебрями. Спокойна гладь широкой полноводной реки. Ее изгибы уходят к самому горизонту, теряясь среди сырых берегов. Отблески затухающего багрового заката в последний раз озарили суровый пейзаж. Пройдет немного времени - и наступит полная тьма.
Природа будто замерла в ожидании ночи. Согнулась и как бы застыла, не выпрямившись, огромная сосна, верхушка которой надломилась от сильных порывов ветра, свободно гуляющего на высоком берегу. Кажется, что умолкло все живое в этот час перед наступлением ночи и лишь тихий плеск воды о прибрежные камни нарушает тишину безлюдного пейзажа.
Композиционно пейзаж построен так, что взгляд зрителя сразу же сосредоточивается на широкой ленте реки. Используя высокий горизонт, художник показывает многочисленные изгибы реки и бескрайние таежные леса на ее берегах.
Хорошо написаны серовато-зеленый передний план и река с отраженным в ней небом в левой части картины. Темные деревья па фоне реки и неба, как и в «Каме», создают ощущение приподнятости и особой выразительности.
Ту же внутреннюю напряженность дает цветовая композиция: светящаяся река и продолжающие ее в правом верхнем углу кровавые пятна заката создают расположенную по диагонали светлую полосу на фоне однообразного сине-зеленого колорита всего полотна.
Но в цвете эта вещь не совсем удалась Васнецову. Стремясь придать необычность природе северного края, художник несколько «сгустил» краски. Резкость сочетания синей дали и кроваво-красного заката создает у зрителя тревожное, беспокойное настроение и вызывает сомнение в правдоподобности такого освещения.
Расцвет творческой деятельности Васнецова совпадает со сложным периодом общественной жизни России. На рубеже XIX-XX веков Россия явилась очагом событии. имеющих всемирно-историческое значение. Несмотря на бурное развитие капитализма, Россия продолжала оставаться страной аграрной, и крестьянский вопрос по-прежнему был главным в политической жизни страны.
Борьба декадентства и реализма - двух противоположных направлении в русском искусстве на рубеже двух веков - в конечном итоге отражала противоречия общественных отношений.
Декадентство, порожденное загнивающей буржуазной культурой, стремилось подорвать основы реалистического искусства. Идеологи декадентства, сгруппировавшиеся в 1899 году вокруг журнала «Мир искусствам, яростно обрушились на идейное демократическое искусство передвижников.
Отстаивая независимость искусства от общественной жизни, они призывали к отрицанию современной действительности как источника творчества художника.
Несмотря на активизацию декадентских настроений в искусстве в конце XIX века, воздействие которых в разной мере испытали многие русские художники, реалистические традиции не были утрачены. Художники-реалисты во главе с Репиным, Суриковым, Серовым в трудные для искусства годы смогли сохранить основы русской реалистической школы.
Это свидетельствовало о прочности демократических элементов в национальной русской культуре.
Реалистическое искусство на рубеже двух веков вступило в новый этап развитии. Новые задачи в искусстве были связаны с нарастанием пролетарского движения, с распространением марксистских идей в России. Правда, они не могли еще в должной мере быть отражены в искусстве в те годы, так как не имели еще достаточного распространения.
Но некоторые художники начинают постепенно разбираться в происходящих событиях, имеющих решающее влияние на ход истории, и отражать их в своем творчестве. К числу таких художников относятся Н.А.Касаткин, С.В.Иванов, С.А.Коровин и другие, затронувшие темы пролетариата, назревающих революционных событий, расслоения крестьянства в деревне и в основном правильно их истолковавшие.
А.М.Васнецов в 90-е и 900-е годы много и успешно работает, создает ряд крупных произведений. Лишь в немногих его картинах проскальзывают нотки пессимизма, являющиеся прямым отголоском декадентских настроений, получивших распространение в широких кругах интеллигенции того времени.
В картине «Ифигения в Тавриде», написанной на слова стихотворения Гёте:
Под вашу тень, вершины вековые
Священной этой рощи, прихожу...
виден отход художника от натуры. Пейзаж стал совершенно нереальным, похожим на театральную декорацию. Черные, глухие тона колорита свидетельствуют о сильном влиянии немецкого художника-модерниста А.Беклина, произведениями которого Васнецов увлекался в те годы.
Ближе к натуре оказался пейзаж «Элегия» (1893), навеянный грустной живописностью крымского кладбища. На берегу моря стоит часовня, окруженная стройными кипарисами. Сумерки окутывают землю. Кипарисы как бы оберегают вековые тайны, погребенные в часовне и гробницах, заросших диким виноградом. Огонек лампады мерцает перед входом в часовню. На каменной скамье в глубоком раздумье сидит одинокая фигура.
Цветовая гамма черных тонов слегка высветляется розоватым вечерним небом и белыми пятнами часовни и гробниц.
Таинственность и недосказанность есть в этой картине, имевшей шумный успех на Парижской всемирной выставке 1900 года и вызвавшей одобрение декадентски настроенной интеллигенции в России.
О влиянии декадентского искусства на Васнецова свидетельствует также участие художника на двух выставках «Мира искусства» (1899 и 1900 годов).
стр.1 -
стр.2 -
стр.3 -
стр.4 -
стр.5 -
стр.6
Продолжение...
Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой