Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

В 1896 году А.М.Васнецов едет на Кавказ. Это путешествие поэтически описано им в дневнике «Поездка к Эльбрусу», опубликованном в 1897 году в журнале «Детский отдых» (свой рассказ художник сопровождает рисунками, выполненными во время поездки). Васнецов тонко и проникновенно описывает величественную природу Кавказа, находя для этого самые восторженные выражения. Несколько позже он писал по поводу поездки: «На Кавказе я был однажды, в 1896 году. Всходил на Малкский ледник Эльбруса, жил в Дарьяльском ущелье на станции Казбек, был в Тифлисе и проехал по плодородной Кахетии. После Урала и Крыма Кавказ произвел на меня своим величием неотразимое впечатление - снежные вершины и ледники, то теряющиеся в движущихся громадах облаков, то ослепительно блестящие на синеве неба, ущелья, пропасти, скалы, освещенные кровавым заревом заката, степные предгорья, как гигантские застывшие волны, заросшие азалиями».
В отличие от малоплодотворной крымской поездки, путешествие по Кавказу дало художнику кроме массы этюдов ряд тем для картин. Величественная кавказская природа оказалась ближе художнику, чем Крым. «Поездка на Кавказ,- писал Васнецов,- дала мне возможность видеть проявления стихийных сил природы в их кульминационном пункте. Нагроможденные друг на друга скалы, пропасти, вечные снега и тучи, ползущие по скалам, дали мне темы для картин». Из кавказских пейзажей наиболее известны «Кавказ», «Ледники Кавказа», «Эльбрус перед восходом солнца» и «Дарьял».
В «Эльбрусе» - ослепительный блеск вечных снегов, покрывающих двуглавую вершину, окутанную легкими прозрачными облаками, светлое спокойное небо и переливающиеся на солнце глыбы ледников у подножья вершины. Это - царство льда и безмолвия.
В «Кавказе» - волнистая цепь главного Кавказского хребта с надвигающимися из-за гор клубящимися серыми тучами, скупая растительность на горных склонах. Картина дана в сдержанных зелено-коричневых тонах; горы и облака - вот все ее содержание.
В «Дарьяле» горы заполняют картину до самого верха. Над бешеным горным потоком клубятся пары брызг и пены. Здесь властвует Терек, стиснутый грядами суровых, почти черных скал.
Во всех этих картинах Васнецову удалось убедительно показать суровую и величественную красоту горного Кавказа, избежав при этом внешней эффектности и красивости, которые зачастую встречаются у пейзажистов при изображении южной природы.

В 1898 году Васнецов отправляется в заграничное путешествие. «Еду за границу. Еду нельзя сказать, чтобы с увлечением, но больше так, по долгу службы - нельзя художнику не видеть западное искусство» - писал Васнецов брату Аркадию Михайловичу в Вятку.
Поселившись в Париже, Васнецов знакомится с достопримечательностями города, внимательно изучает музей Лувра, посещает выставки современного искусства. Художника поражают чистота и свежесть красок художников-импрессионистов, но принципиальные установки их искусства остаются для него чуждыми.
В семье Васнецова сохранилось несколько этюдов парижского периода. В одном из них - «Бульвар Монсури и железнодорожный вокзал» - написанном из окна мастерской, видна панорама современного Парижа: крыши домов, бульвар, затерянный среди серых зданий и дымящихся вдали паровозов парижских окраин. Художник не нашел выразительных средств для изображения прославленного города. В этюде преобладают серые цвета, и даже зелень бульвара поблекла от копоти и пыли.
Из Парижа Васнецов направился в Рим, затем «поехал в шумно крикливый и яркий демократический Неаполь, оттуда в Помпею, молчаливую и грезящую снами прошлого, отсюда подымался верхом на лошади на дышащий серой Везувий... из недр кратера которого несся рокочущий рев, то усиливающийся, то ослабевавший». У подножия Везувия, увязая в глине, восхищенный этим зрелищем, художник написал этюд, до сих пор сохранивший следы пепла.
Васнецов посетил Флоренцию и Венецию, любуясь произведениями мастеров Ренессанса. Во время путешествия художник не расставался с этюдником и палитрой, стремясь запечатлеть пленившую его южную природу, но: «Увы! Нежнолюбовные краски Италии никак не поддавались кисти северянина». Находясь вдали от родины, художник постоянно тоскует о ее суровой природе: «Хоть я и в Италии, а хотелось бы побродить по полям и лесам родным», - писал он в одном из писем в Россию.
На обратном пути на родину Васнецов проехал через Германию, побывал в Мюнхене, Нюрнберге, Дрездене и Берлине, причем больше других городов внимание художника привлек средневековый Нюрнберг, где он много работал с натуры, увлеченный архитектурой старого города.
Познакомившись с произведениями немецких художников, Васнецов писал: «Искусство Германии понравилось мне поэзией, серьезностью и вдумчивостью, но, к сожалению, строгость рисунка и сухость красок, доходящие у них иногда до педантизма, производят невыгодное впечатление».
Ознакомившись в лучших картинных галлереях Европы с творчеством старых мастеров и с произведениями современного западного искусства, главным образом работами импрессионистов, Васнецов по приезде в Россию писал: «За время пребывания за границей европейское искусство не могло не действовать на меня. Салоны, галереи, выставки с тысячами картин - материал, достаточный для изучения и наблюдений. Французское современное искусство было мне не по душе. Много красоты внешней, мастерства, но искренность и глубина почти отсутствуют. Нужно быть положительно загипнотизированным, чтобы найти хоть что-нибудь в дешевых опытах декадентов-импрессионистов».
Русского художника поразило в Париже и то, что «благодаря приему аферы и рекламы многие очень талантливые художники не имеют успеха или но крайней мере заслуживают гораздо большего внимания, чем они пользуются».
«Не нравились мне и тенденции во французском искусстве,- писал далее Васнецов в «Автобиографической записке», - определять достоинство произведений по биржевой ценности».
Пребывание за границей помогло художнику сделать определенные обобщения теоретического характера, уяснить взгляды на актуальные вопросы развития искусства вообще.
В 1899 году Васнецов возвращается в Россию и сразу же приступает к прерванной работе над пейзажем-картиной. На передвижной выставке 1899 года экспонировались его большие пейзажи «Сумеречный ветер» (1899, Кировский художественный музей) и «Северный край. Сибирская река» (1899, Русский музей). стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6

Продолжение...


Церковь Цминда Самеба. Кавказ, 1895