Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

Напротив, эпический пейзаж, написанный в наши дни и изображающий окружающую нас повседневную природу, даже близкие нам предметы (шалаши дровосеков в «Каме»), передает первобытную древность земли, вызывает в зрителе ощущение тысячелетней давности, так же как и народный эпос, включая в себя поздние наслоения, сохраняет ощущения движения всего жизненного процесса, всех изменений земли. Эпичность пейзажа, говоря обобщенно, есть изображение жизни природы во времени, патетический рассказ о многовековой жизни земли. Подобное изображение природы не было неожиданным, новым явлением в истории русского пейзажа. Оно было подготовлено всем ходом развития идейного реалистического искусства - от национального пейзажа вообще, в котором можно было угадывать самые характерные черты, к индивидуально портретному, изображающему конкретные местности, и от него к всестороннему углублению и обобщению образа родной природы в произведениях передвижников,- таков в общих чертах путь развития и становления эпического пейзажа, показывающего природу не только в ее сегодняшнем виде, но и в ее непрестанном движении.
Проникновение в сокровенные тайны изображаемой природы сделалось возможным именно на базе эстетики революционеров-демократов, вдохновляющей искусство идейного реализма второй половины XIX века, с развитием материализма в передовой науке. Пейзажная живопись следом за живописью жанровой устремила свои поиски к передаче красоты родной природы, к обобщению ее образа, к его полному раскрытию, а следовательно, и к изображению его в развитии.
Однако неверно было бы считать, будто эпический пейзаж, являющийся глубоким проникновением художника в жизнь природы, был единственным путем развития русского реалистического пейзажа конца XIX века. Пытаться искать разрешение всех проблем пейзажной живописи в одном эпическом пейзаже было бы неправильно.
С середины XIX века в пейзажной живописи намечаются две основные линии: лирический пейзаж, наиболее отчетливо выступающий в творчестве А.К.Саврасова, Ф.А.Васильева, И.И.Левитана, И.С.Остроухова, и «монументально-эпический» пейзаж, который развивается в произведениях И.И.Шишкина, А.И.Куинджи, А.М.Васнецова. Обе эти линии, не исключавшие одна другую, составлявшие своеобразное единство, направляли развитие русского пейзажа, но реалистическому пути.
В данном случае нас интересует второе направление развития пейзажа, так как именно монументальные полотна предполагают требования эпичности как одной из сторон раскрытия всеобъемлющего образа родины, хотя отдельные черты эпичности можно найти и в творчестве Саврасова («Над Волгой»), и в некоторых картинах Васильева («В Крымских горах»), и в пейзажах Левитана («Над вечным покоем»).
Склонность к созданию монументального, эпического образа природы отчетливо выступает в творчество Куинджи. В пейзажах «Север» и «Днепр утром» особенно наглядно видны элементы эпического восприятия природы.
Куинджи находит свой, отличный от других пейзажистов-современников путь к созданию пейзажа-картины глубокого идейного содержания. Его привлекает показ широких, величественных просторов русской природы. Он любит яркие, патетические образы. Эффектами освещения и звучными цветовыми контрастами художник сумел придать поэтическую возвышенность образам природы. Но в этом заключаются и сила и слабость творчества Куинджи. Усиливая эффекты освещения, художник зачастую приходит к декоративному решению темы, особенно в поздних произведениях, что существенно снижает их значимость.
По другому пути поисков монументального образа природы развивалось творчество крупнейшего пейзажиста-передвижника Шишкина. Художник любовно и пристально всматривался в природу, стараясь отыскать правду в частном, конкретном предмете - дереве, цветке, почувствовать мощь и величие природы в целом. «Нужно быть великим талантом, чтобы извлечь из натуры законы, которые обыкновенный глаз, смотревший тысячи лет, не замечал» - писал Крамской. Эти слова можно полностью отнести к Шишкину, который с вниманием ученого проникал в тайники природы, старался понять и осмыслить ее законы, не спеша поразить зрителей блеском живописи и идейной глубиной содержания своих полотен. Творческий путь Шишкина - путь все более и более широких обобщений на основе подробно изученных фактов действительности, путь создания подлинно монументального образа природы.
Но монументальность пейзажей Шишкина не всегда включает в себя черты эпического раскрытия образа природы. Насыщая свои пейзажи деталями и фактами сегодняшней жизни природы Шишкин в своем взгляде на природу невольно уподоблялся трезвому и добросовестному, влюбленному в жизнь леса лесничему, которого настолько занимают состояние и живописность вверенных ему угодий, что у него совершенно не остается ни времени, ни чувств, ни желания для размышлений о далеком прошлом земли.
Зритель любуется и поражается жизненностью и величием пейзажей Шишкина, их правдивостью и красотой, но они не наталкивают зрителя на мысль о вечности того, что он видит, не пробуждают в нем представлений о тысячелетней жизни лесов и полей, изображенных художником. Это русская природа, как она есть сейчас. Она прекрасна, она манит войти в прохладную тень деревьев, потрогать липкий от смолы рыжий ствол огромной сосны или напиться воды из прозрачного ручья, журчащего по желтому песчаному ложу. Стоит ли думать о прошлом земли, когда вокруг жизнь так богата и прекрасна! Только в «Лесных далях» и еще в двух-трех пейзажах Шишкина заложены черты эпического взгляда на природу.
В области развития эпического пейзажа-картины А.М.Васнецову принадлежит значительная роль в истории русской пейзажной живописи.
Пожалуй, единственным русским художником, по-настоящему эпически понимавшим и изображавшим пейзаж, помимо Васнецова, был выдающийся гений мирового искусства - Александр Андреевич Иванов. В своих итальянских пейзажах он сумел намного опередить свое время; чувство эпичности выступает у него в каждом фрагменте пейзажа, в каждой ветке и камне.
Несмотря на совершенно различные устремления и масштабы дарований А.М.Васнецова и А.А.Иванова, отдаленных друг от друга полустолетием, несмотря на совершенно противоположные мотивы их произведений (суровый Урал и цветущая Италия), взглянув с этой точки зрения на «Каму» Васнецова и пейзажи Иванова, невольно сознаешь внутреннюю связь этих различных произведений.
Нужно отметить еще и второе звено, связывающее эпический пейзаж Васнецова с народным эпосом. В сознании русских художников-пейзажистов, в том числе и Васнецова, природа всегда была связана с жизнью народа, с его историей, его многовековой культурой, с живым, доныне бытующим эпосом.
В высшей степени гуманистическое понимание связи необъятной природы с жизнью народа неизбежно должно было привести русских пейзажистов к созданию эпических произведений, изображающих ту природу, среди которой могли жить Илья Муромец, Степан Разин, Иван Сусанин и где мог родиться и вырасти русский народ-богатырь. Интересно в этой связи отметить и тот факт, что пейзаж в «Трех богатырях» В.М.Васнецова также несет черты подлинной эпичности. стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6

Продолжение...


Кама, 1895