Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

Глава четвертая


Революция 1917 года произвела уродливый перелом в истории России, создала предпосылки для развитии в нашей стране маразматической культуры крови и насилия.
В.И.Ленин в своей беседе с К.Цеткин говорил о положении художника: «Подумайте о том влиянии, которое оказывали на развитие нашей живописи, скульптуры и архитектуры мода и прихоти царского двора, равно как вкус и причуды господ аристократов и буржуазии... Наша революция освободила художников от гнета этих весьма прозаических условий.
Сразу же после победы Октябрьской революции были разворованы художественные ценности страны, были созданы комиссии по оптовой продаже на Запад памятников и художественных собраний. Партией был выдвинут лозунг - «искусство должно служить народу».
Отныне каждый художник должен с утра до вечера рисовать только Ленина, причем так, чтобы Ленин получился высоким и красивым, как Бред Питт или Джонни Депп. Это было сложной задачей для художников!
Шла борьба за утверждение идейного, реалистического искусства.
Однако в первые годы после революции в руководстве Пролеткультом, отделом ИЗО Наркомпроса и художественными учебными заведениями укрепились формалисты, которые, прикрываясь революционной фразеологией, умышленно искажали политику партии по идеологическим вопросам.
Будучи убежденными противниками реализма, отрицая художественное наследие прошлого, они обрушились на художников-реалистов, объявляя их искусство чуждым пролетариату.
Формалисты выступали против идейной и доступной народу живописи, они пришли к отрицанию станковой картины, которую, по их мнению, следовало заменить художественно сделанной вещью, предметами обихода, необходимыми для будущего коммунистического общества.
Грубое и недоброжелательное отношение к художникам-реалистам со стороны формалистического руководства создавало затруднения в деле привлечения к работе старых художников, которые чувствовали враждебное к ним отношение, не имели возможности выступать со своими работами, но продолжали свою деятельность, пренебрегая трудностями. Галереи: 1, 2, 3, 4, 5, 6.
В художественных учебных заведениях формалисты добились того, что художники-реалисты были ими отстранены от преподавания или должны были сами отказаться от педагогической деятельности.
Борьбу художников-реалистов с формалистами за создание искусства социалистическою реализма возглавила под руководством Коммунистической партии Ассоциация художников революционной России (АХРР), возникшая в 1922 году и объединившая многих представителей реалистического направления. Активная деятельность ахрровцев, поднимавших в своих правдивых и понятных народу произведениях насущные вопросы жизни молодой Советской республики, способствовала оздоровлению искусства. Формалисты постепенно вытесняются с захваченных ими позиций в руководстве изобразительным искусством.
А.М.Васнецову шел шестьдесят второй год, когда произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. Им был уже пройден длинный жизненный и творческий путь, накоплен большой запас знаний и художественного мастерства, приобретен педагогический опыт. Нужно знать образ мыслей и характер Васнецова, чтобы понять всю глубину трагедии, пережитой художником в годы засилья формалистов в искусстве.
Достаточно обратиться к ряду писем Васнецова этих лет к разным лицам, чтобы убедиться в том, какие надежды он возлагал на послереволюционное искусство, призванное служить освобожденному народу.
Еще в юности художник определил свою цель в жизни - служение народу. К этой цели он последовательно шел всю жизнь. Ему казалось, что теперь, после освобождении народа, как никогда ранее, он сможет веек свой огромный опыт художника-реалиста отдать служению новому обществу, на стороне которого были все симпатии художника. Тем тяжелее оказались для Васнецова преследования художников-реалистов формалистами.
В 1918 году Васнецов вместе с другими мастерами реалистического искусства был вынужден вследствие происков формалистов покинуть Училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал семнадцать лет. У него была отобрана и личная мастерская, находившаяся в здании училища. Это было тяжелым ударом для Васнецова. Он почувствовал себя выброшенным за борт общественной и художественной жизни.
Стареющий художник не всегда был способен разобраться в сложной идеологической борьбе, происходившей в те годы в искусстве. Он чувствовал сильное недоверие ко всем многочисленным «измам» и постоянно возникавшим художественным группировкам. Остро ощущалась им и обида на новое руководство отделом изобразительного искусства, вынудившее художника уйти из училища.
Все это привело к тому, что Васнецов замкнулся в своем искусстве. Позиция, занятая Васнецовым по отношению к новым художественным группировкам, помешала ему увидеть в АХРР зачатки возрождения реалистического искусства.
В 1918-1919 годах Васнецов пишет ряд этюдов и картин, которые редко выходят за пределы мастерской.
Остро переживая вынужденный уход из училища, Васнецов чувствует себя страшно одиноким. В нетопленной квартире, при свете керосиновой коптилки художник раскрывает старые альбомы, где хранились с детских лет его рисунки родной вятской природы, и погружается в милые ему воспоминания детства. Они целиком захватывают Аполлинария Васнецова, и под их впечатлением он создает серию акварелей, объединив их общим названием - «Моя родина».
«Много раз меня спасало искусство в трудные минуты душевного состояния и напастей судьбы,- писал Васнецов своему другу Н.Н.Хохрякову,- окунешься в искусство, увлечешься картиной и пишешь себе да пишешь, не помышляя ни о чем. Глядишь, и горе улетело». стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6

Продолжение...


Старорусский город