Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

Цикл картин начинается небольшой акварелью «Москва - городок XII века и окрестности», изображающей панораму местности, в которой, по свидетельству географов и историков, довольно точно передана топография Москвы XII века. К картине приложен объяснительный план с указанием холмов, рек и т.п.
В акварели «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля в 1156 году» видна закладка первых кремлевских стен в присутствии Юрия Долгорукого и группы бояр. На первом плане - бревна и срубы, разбросанные среди яркой зелени весенней травы. Поодаль от них видны уже выстроенные деревянные дома с причудливыми крышами и крылечками, в большинстве двухэтажные, очевидно, это хоромы зажиточных людей. Уже с самого начала видна беспорядочная застройка территории Кремля. Слева за кремлевской стеной - простор еще не застроенной земли, полоса леса подступает вплотную к кремлевской стене.
Строительство Москвы и дубовые кремлевские стены изображены в мастерски исполненной акварели «Московский Кремль при Иване Калите».
Вместо сосновых стен Кремля при Иване Калите «в лето 1339 года был заложен город Москва дубовый». Васнецов показал Кремль со стороны Москвы-реки и впадающей в нее реки Неглинной. На переднем плане - часть Москвы-реки с лодками. По деревянному мосту, переброшенному через Неглинку, к Боровицким воротам идет дорога в Кремль. На берегу реки по-черному топятся бани. Из узких окон валит дым. Перед кремлевской стеной - дубовый частокол, выстроенный для дополнительной защиты Кремля. За стеной на высоком холме - княжеский терем, состоящий из нескольких соединенных деревянных срубов с высокой лестницей. В целях безопасности княжеский двор тоже огражден частоколом. Слева от княжеского двора - каменный Успенский собор. Неподалеку от терема возвышается из строительных лесов Архангельский собор.
Очень красив коричнево-голубоватый колорит картины, объединяющий деревянные постройки, покрытые снегом, и неподвижное зимнее небо. По благородству цвета акварель является одной из лучших в серии.
В следующей акварели - «Кремль при Дмитрии Донском» - мы видим оживленное строительство белокаменной кремлевской стены, взамен сгоревшей в 1360-е годы дубовой стены.
В своем докладе «Кремль при Дмитрии Донском» па заседании Комиссии по изучению старой Москвы (рукопись находится в библиотеке им. В.И.Ленина) Васнецов, демонстрируя акварель «Вероятный вид на белокаменный Кремль», подробно объясняет, почему Дмитрии Донской стремился создать надежное укрепление Кремля, говорит о том, что построенные им каменные кремлевские стены оказались хорошей защитой во время войны с татарами,- попытки врага взять Кремль приступом потерпели неудачу, и проникнуть в древний город татары смогли только обманным путем. Художник рассказывает о Дмитрии Донском, который, вернувшись в разоренный город и увидел в развалинах пожарища «результат стольких стараний и забот, плакал горько».
Живой и увлекательный рассказ о Москве XIV века прерывается неоднократно цитатами из летописи и других письменных древних источников, как бы подтверждая повествование автора.
Васнецов, приводя конкретные исторические данные, утверждает в своем докладе, что образцом для строителей Кремля в XIV веке служили белокаменные храмы XI-XIV веков, строившиеся на Руси. В заключение доклада Васнецов знакомит слушателей с первоисточниками, на основании которых он дает реконструкцию Кремля: это сохранившийся древний белокаменный Кремль в Серпухове, изображение Кремля на древних иконах, старинные планы и т. п.
В акварели «Кремль при Иване III» кирпичная кремлевская стена (кроме башен) изображена в таком виде, в каком она сохранилась до наших дней. На высоком берегу Москвы-реки раскинулась территория древнего Кремля. Почти вес постройки стали каменными. На первом плане на деревянном мосту царит оживление. Много людей и около пристани, куда заходят иностранные суда с заморскими товарами.
Акварель интересна чисто пейзажным решением темы. Над Кремлем нависли тучи, потемнела от них река, люди торопятся укрыться от дождя, который вот-вот хлынет на город. Косые лучи солнца, пробиваясь сквозь тучи, заставляют сверкать золотые главы белокаменных церквей. Контрастное освещение, выделяющее отдельные предметы, несколько оживляет сухой пейзаж.
Интересна также акварель «Расцвет Кремля в XVII веке». С большой любовью написан художником Кремль, украшенный стройными башнями, сохранившимися почти без изменений до наших дней. Москва в основном стала уже каменной. Глубокая перспектива стен, соборов и колоколен раскрывает величие и красоту столичного города. Удачная компоновка предметов в картине не дает взгляду зрителя разбегаться, несмотря па множество построек с тщательно прорисованными деталями. Этому же способствует и фиксирующий внимание солнечный луч, скользящий по угловой башне. Светлый желтовато-белый колорит этой картины мягко дополняется прозрачными тенями на кремлевской стоне.
Менее удачна в цвете большая, написанная маслом картина «Красная площадь во второй половине XVII века», близкая но характеру к акварелям, посвященным истории Кремля. Здесь видны крепостные стены, Спасская башня и две кирпичные стены поменьше выложенные при Василии III. Между двумя меньшими стенами был вырыт ров, который через подземный тоннель наполнялся водами Неглинки (этот ров просуществовал до 1812 года). Слева торговые ряды, около них в палатках идет бойкая торговля. На первом плане здание Земского приказа. С его крыльца дьяк читает горожанам грамоту. В центре картины земские ярыжки ведут в приказ арестованного. Здесь же группа иностранцев, осматривающих площадь.
В1925году Васнецов показывал картину на заседания Комиссий по изучению старой Москвы, сопровождая демонстрацию картины докладом об истории Краснов площади.
В докладе художник красочно описывает события, происходившие на Красной площади с древних промен: восстании, празднества и т.п., рассказывает о назначении каждой постройки, указывает время ее сооружения, приводит высказывания иностранных путешественников, описывающих русскую столицу. К сожалению, по своим живописным качествам картина слабее многих акварелей этого периода. Она страдает схематичностью и сухостью рисунка. В колорите нет единства: неприятны фиолетовые тени, бросаемые на площадь неспокойными тучами, скрывающими солнце. С избранием Васнецова председателем Комиссии по изучению старой Москвы деятельность комиссии значительно активизировалась. В этом немалая заслуга принадлежит Васнецову. Еженедельно по четвергам в помещении Исторического музея собирались члены комиссии, любители старины, чтобы прослушать доклад одного из членов комиссия по истории Москвы об археологических раскопках на территории древней столицы; о вопросах строительства города и быта. Доклады делались историками, археологами, архитекторами, художниками-реставраторами и другими исследователями, работающими над историей старой Москвы.
По воспоминаниям участников этих интересных собраний, большим успехом всегда пользовались доклады Васнецова, который не только увлекательно рассказывал о каком-либо древнем архитектурном памятнике, но и показывал его на своей картине, не упуская при этом ни в докладе, ни в картине мельчайших деталей архитектуры и быта эпохи, которой было посвящено его выступление. Слушатели, поглощенные рассказом художника, как бы переносились в далекое прошлое древней столицы, бродили по ее оживленным улицам и площадям, рассматривали, не торопясь, архитектурные памятники, становились участниками происходивших событий. стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6

Продолжение...


Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века, 1922