Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

В 1926 году, после смерти брата, А.М.Васнецов писал: «Смерть его [В.М.Васнецова] произвела во мне большое опустошение. Я потерял человека, с которым делился всеми интересовавшими меня вопросами в области искусства и жизни. Мы имели одинаковые взгляды вообще на искусство и литературу. Делились общими печалями, хотя по некоторым житейским вопросам были иногда и но согласны. Влияние брата на то, что я сделался художником, было бесспорно. Ведь он поручил руководство мною Андриолли и увез меня из Вятки в Петербург в 1872 году. К нему я приехал снова в Москву в 1878 году и пробыл полтора года, когда мне была существенно нужна моральная и материальная поддержка, а с 1892 года, по приезде его из Киева, я был с ним неразлучно в Москве, и когда я «странствовал», всегда переписывался с ним».
Примером прекрасной, бескорыстной дружбы, одинаково положительно характеризующей как того, так и другого, может служить пятидесятилетняя дружба Аполлинария Михайловича с его ровесником вятским художником-пейзажистом Николаем Николаевичем Хохряковым, «Николаичем», как его любил называть Васнецов.
На протяжении всей жизни друзья вели переписку, встречаясь изредка. Почти все письма сохранились.
После смерти Н.Н.Хохрякова в 1928 году члены его семьи возвратили Васнецову эти письма. Таков был уговор друзей: родственники умершего должны были возвратить письма их автору.
Письма Васнецова к Хохрякову, отрывки из которых неоднократно цитировались в данной монографии, представляют большой интерес для характеристики Васнецова как человека. В них художник делился со своим другом радостями и огорчениями, самыми сокровенными мыслями об искусство, поверял ему творческие замыслы.

В 1928 году исполнилось пятьдесят лет творческой деятельности А.М.Васнецова. Семидесятидвухлетний художник получил много поздравлений от своих друзей, учеников и товарищей по искусству.
В 1929 году в Румянцевском музее (зал библиотеки им. В.И.Ленина) открылась юбилейная выставка работ А.М.Васнецова. На ней было представлено более 270 произведений: картин, этюдов, рисунков, иллюстраций, эскизов, театральных декораций, автолитографии, архитектурных проектов и образцов мебели. Но, несмотря на довольно большое количество произведений, выставка не была исчерпывающе полной. По словам художника, здесь находилась лишь десятая доля его работ.
Выставка привлекла большое количество посетителей. В архивных документах, связанных с ней, сохранились записи на экскурсии: учащихся - школьников и студентов,- врачей, служащих, воспитанников трудовых коммун, членов сельскохозяйственных кооперации и других. Пояснения экскурсантам давал сам художник, что зачастую принимало характер живых, увлекательных бесед об искусстве, мастерстве, специфике художественного творчества, русской природе, столь любовно выраженной мастером в его картинах и этюдах, и, конечно, о старой Москве.
Большой творческий путь Васнецова, казалось, был завершен. Можно было подвести итог и отдохнуть, тем более, что сам художник в автобиографии, приложенной к каталогу юбилейной выставки 1929 года, писал: «Памятуя спасительное благоразумие, не нужно упускать из виду, а нужно крепко усвоить: как важно для художника «хорошо начать» свое поприще, так же важно и «остановиться вовремя». Под старость душевные силы наши меркнут, впечатлительность слабеет, зрительная память притупляется, координирующие центры нашего мозга ужо не с такой быстротой распоряжаются нашей рукой, держащей кисть. Поэтому под старость произведения становятся слабее, хотя этого не замечает их автор». Эти весьма благоразумные слова категорически разошлись с неутомимой деятельностью пожилого художника.
А.М.Васнецов дожил до семидесяти семи лет и до последних дней своей жизни не выпускал из рук кисть. В последние годы жизни художник был особенно деятельным, как бы предчувствуя близкий конец из-за тяжелых приступов болезни. С лихорадочной поспешностью стремился он успеть сделать как можно больше.
В последнем письме к Н.Н.Хохрякову (1928) А.М.Васнецов восклицает: «Писать, писать с натуры... пока глаза видят и руки держат кисть...»
Сохранилось много этюдов и несколько картин старой Москвы Аполлинария Михайловича, относящихся к 1929-1933 годам.
Умер Аполлинарий Михайлович Васнецов 23 января 1933 года в Москве. Его могила находится в самой тенистой аллее Введенского кладбища. На гранитном надгробии, установленном Советским правительством, высечены слова: «Художнику, историку, мыслителю».
К этим словам трудно что-либо добавить. Они как нельзя более точно определяют основные направления деятельности Аполлинария Михайловича Васнецова, о котором хорошо сказал художник П.Н.Павлов: «А.М.Васнецов являлся непревзойденным национальным художником, еще недостаточно у нас оцененным. В этом смысле он может разделить славу со своим братом. Вся Россия знала и любила картины и графические композиции Аполлинария Васнецова. Он воссоздал старую Москву, словно по мановению жезла, и она вставала у него как живая из глубины седых веков.
Аполлинарий Михайлович - настоящий подвижник искусства и один из культурнейших русских мастеров».
Рассмотрев в общих чертах жизненный и творческий путь Аполлинария Михайловича Васнецова, хочется еще раз отметить тесную преемственность его наследия для советской художественной культуры.
Васнецов относится к числу дорогих и близких нам мастеров прошлого, которые, будучи прогрессивными, демократическими художниками, развивали в своих произведениях методы реалистического изображения окружающей действительности, призывали к изучению ее средствами искусства, стремились к «художественному» познанию природы. Достойным внимания является сам метод работы Васнецова над созданием эпических полотен, по-новому раскрывших одну из сторон многообразной родной природы.
Если в работе над изображением старой Москвы Васнецов высказал все, что можно было сказать, стоя на позициях архитектурного пейзажа, то эпический пейзаж, намеченный им в период его творческого подъема, несет в себе принципы, которые могут быть еще более углублены советскими художниками-пейзажистами. И можно надеяться, что это наследие самобытного мастера будет широко развито советским пейзажным искусством, идущим по пути наиболее полного отображения многообразия пейзажей нашей Родины, вдумчивого изображения красоты и величия ее природы. стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6

Конец монографии.


                                                                На погосте. Демьяново, 1917