Создание серии «Моя родина» вернуло автору душевное равновесие, он снова ощутил себя художником. «Моя родина» поражает глубиной чувства, огромной любовью к русской природе и виртуозностью исполнения.
Применяя излюбленную технику соединения акварели с углем и цветным карандашом, придающим картине некоторую графичность, Васнецов добивается чрезвычайно правдивого изображения видов (ела Рябово и его окрестностей.
Серия состоит из восьми акварелей размером в ватманский лист и меньше. Лучшими из них являются «Приготовление к Новогодней ярмарке», «Осень. Вид из окна столовой» и «Наш дом».
В акварели «Приготовление к Новогодней ярмарке» изображено зимнее утро. Небо затянуто снежными синевато-серыми облаками. Удивительно хорошо передана тишина занесенных снегом полей и перелесков, уходящей вдаль холмистой местности.
В этой тишине, кажется, слышны звуки голосов крестьян, собирающихся на базар, и звон топора, которым один из них колет доску для починки саней.
Какой-то необыкновенной интимностью пронизана эта сценка. Серебристо-голубоватая гамма пейзажа гармонично увязана с теплыми тонами построек на переднем плане, оживляясь кое-где киноварным пятном дуги лошади, стоящей под навесом, ярким платьем женщины в правом углу листа и кушаком одного из крестьян.
Убедительно переданы художником мягкость талого снега и глянцевитая бархатистость масти лошадей, жующих сено.
«Вид из окна столовой. Рябово» поражает тем, как удалось передать художнику прозрачность воздуха золотой осени. В кристально чистом, прохладном воздухе четко вырисовываются даже самые отдаленные предметы. Удачно найдено сочетание золотой и малиново-красной листвы деревьев и кустов с пожелтевшей зеленью покрытой опавшими листьями травы.
Над оголенной осенней землей раскинулось бездонное бледно-голубое небо. Белая кора березы красиво вырисовывается на фоне темного леса. Хорошо переданы сырые крыши домов и бревна заросшего кустами забора. Несмотря на тщательную прорисовку каждой веточки, листочка, придающих акварели наивную прелесть, вещь смотрится очень цельно.
В акварели «Наш дом» Васнецов сумел показать трудный даже для масляной живописи мотив зимнего заката. Сопоставляя розовый на свету снег с лиловато-голубоватыми тенями, он передает ощущение тихого морозного вечера. Покрытое инеем огромное дерево все искрится в лучах заходящего солнца.
Солнце играет золотыми вспышками в окнах деревянного дома с мезонином, окрашивая аккуратный палисадник перед домом и колодезь под деревом в оранжевые тона. По дороге от дома отъезжает возок, вслед которому машет шапкой крестьянин в тулупе. И люди и возок с лошадьми озарены последними лучами солнца.
Хорошо написана уходящая за околицу дорога в нравов части акварели.
Остальные листы серии носят подобный же характер. Все это интимные уголки русской природы.
Небезынтересно сопоставить «Мою родину» 1918-1919 годов с картиной «Родина» 1886 года. Как по-разному подходит художник к решению одной и той же темы. Если «Родина», предшествующая циклу эпических пейзажей Васнецова, изображает обобщенно нею Россию, то «Моя родина», написанная в период душевной подавленности, рисует маленький мирок, где протекало детство художника.
Монументальность образа природы уступила место интимному, почти жанровому решению темы, преисполненному лиричности и теплоты.
Но работа только «для себя», как выразился сам художник, не могла его удовлетворить. Деятельная натура Васнецова требовала конкретного применения сил на благо родины. Он чувствовал острую потребность встать в ряды строителей новой жизни, вести большую творческую работу.
После мучительных поисков Васнецов находит свое место в строительстве советской культуры, выполняя ряд картин по истории Москвы и других русских городов для восстанавливающихся музеев страны.
Сохранилось несколько акварелей 1918-1919 годов, в которых показаны типичные жанровые сцены из жизни старой Москвы: «Общественные бани на реке Неглинной» (Картинная галерея БССР), «Чтение указа» (Воронежский музей), «Налет на укрепленную боярскую усадьбу» (местонахождение не известно).
Более других по сюжету и мастерству исполнения интересна картина «Общественные бани на реке Неглинной». Рассматривая старинные планы Москвы, Васнецов обнаружил, что почти на всех планах с большой тщательностью изображены общественные бани, которые обычно строили близ рек и прудов. Бань в Москве было много, кроме того, при каждом состоятельном доме имелась своя «мыльная», устроенная с определенным комфортом.
В акварели Васнецова «Общественные бани» мы видим своеобразную постройку: высокое бревенчатое здание без крыши. Крыша заменялась толстым слоем дерна, уложенного прямо на бревенчатый настил потолка, очевидно, для сохранения тепла. Рядом с баней находился журавец для подъема воды в банные желоба из рек и прудов. Топились бани по-черному, и дым выходил сквозь маленькие отверстия в стенах.
В небольших окошках едва мерцал огонек от светильников - подвесных железных плошек, наполненных растопленным салом. Около бани видны растирающиеся снегом обнаженные люди. Тут же неподалеку торговцы предлагают веники, деревянные ушаты, мочалки. Прекрасно переданы в акварели зимние морозные сумерки, опустившиеся над городом, и тяжелое свинцовое небо, на фоне которого четко выделяются белые столбы дыма.
В конце 1918 года Васнецов избирается председателем Комиссии по изучению старой Москвы при Московском археологическом обществе. С этого времени художник в течение нескольких лет работает над циклом картин-акварелей из истории Москвы для бывшего Коммунального музея (ныне Музей истории и реконструкции Москвы). В 20-е годы картин из истории Москвы, написанных маслом, у Васнецова почти не встречается.
Внимание художника неизменно привлекает Кремль. Именно с ростом Кремля - центра Москвы и всей Руси - его последовательным превращением из дубового в каменный связывает Васнецов и рост самого города. Следуя за автором, зритель видит постепенное изменение облика древней русской столицы, ощущает следы прошедшего времени.
стр.1 -
стр.2 -
стр.3 -
стр.4 -
стр.5 -
стр.6
Продолжение...
Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой