Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

Создание серии «Моя родина» вернуло автору душевное равновесие, он снова ощутил себя художником. «Моя родина» поражает глубиной чувства, огромной любовью к русской природе и виртуозностью исполнения. Применяя излюбленную технику соединения акварели с углем и цветным карандашом, придающим картине некоторую графичность, Васнецов добивается чрезвычайно правдивого изображения видов (ела Рябово и его окрестностей.
Серия состоит из восьми акварелей размером в ватманский лист и меньше. Лучшими из них являются «Приготовление к Новогодней ярмарке», «Осень. Вид из окна столовой» и «Наш дом».

В акварели «Приготовление к Новогодней ярмарке» изображено зимнее утро. Небо затянуто снежными синевато-серыми облаками. Удивительно хорошо передана тишина занесенных снегом полей и перелесков, уходящей вдаль холмистой местности. В этой тишине, кажется, слышны звуки голосов крестьян, собирающихся на базар, и звон топора, которым один из них колет доску для починки саней.
Какой-то необыкновенной интимностью пронизана эта сценка. Серебристо-голубоватая гамма пейзажа гармонично увязана с теплыми тонами построек на переднем плане, оживляясь кое-где киноварным пятном дуги лошади, стоящей под навесом, ярким платьем женщины в правом углу листа и кушаком одного из крестьян. Убедительно переданы художником мягкость талого снега и глянцевитая бархатистость масти лошадей, жующих сено.

«Вид из окна столовой. Рябово» поражает тем, как удалось передать художнику прозрачность воздуха золотой осени. В кристально чистом, прохладном воздухе четко вырисовываются даже самые отдаленные предметы. Удачно найдено сочетание золотой и малиново-красной листвы деревьев и кустов с пожелтевшей зеленью покрытой опавшими листьями травы. Над оголенной осенней землей раскинулось бездонное бледно-голубое небо. Белая кора березы красиво вырисовывается на фоне темного леса. Хорошо переданы сырые крыши домов и бревна заросшего кустами забора. Несмотря на тщательную прорисовку каждой веточки, листочка, придающих акварели наивную прелесть, вещь смотрится очень цельно.

В акварели «Наш дом» Васнецов сумел показать трудный даже для масляной живописи мотив зимнего заката. Сопоставляя розовый на свету снег с лиловато-голубоватыми тенями, он передает ощущение тихого морозного вечера. Покрытое инеем огромное дерево все искрится в лучах заходящего солнца. Солнце играет золотыми вспышками в окнах деревянного дома с мезонином, окрашивая аккуратный палисадник перед домом и колодезь под деревом в оранжевые тона. По дороге от дома отъезжает возок, вслед которому машет шапкой крестьянин в тулупе. И люди и возок с лошадьми озарены последними лучами солнца. Хорошо написана уходящая за околицу дорога в нравов части акварели.

Остальные листы серии носят подобный же характер. Все это интимные уголки русской природы.

Небезынтересно сопоставить «Мою родину» 1918-1919 годов с картиной «Родина» 1886 года. Как по-разному подходит художник к решению одной и той же темы. Если «Родина», предшествующая циклу эпических пейзажей Васнецова, изображает обобщенно нею Россию, то «Моя родина», написанная в период душевной подавленности, рисует маленький мирок, где протекало детство художника. Монументальность образа природы уступила место интимному, почти жанровому решению темы, преисполненному лиричности и теплоты.
Но работа только «для себя», как выразился сам художник, не могла его удовлетворить. Деятельная натура Васнецова требовала конкретного применения сил на благо родины. Он чувствовал острую потребность встать в ряды строителей новой жизни, вести большую творческую работу. После мучительных поисков Васнецов находит свое место в строительстве советской культуры, выполняя ряд картин по истории Москвы и других русских городов для восстанавливающихся музеев страны.

Сохранилось несколько акварелей 1918-1919 годов, в которых показаны типичные жанровые сцены из жизни старой Москвы: «Общественные бани на реке Неглинной» (Картинная галерея БССР), «Чтение указа» (Воронежский музей), «Налет на укрепленную боярскую усадьбу» (местонахождение не известно).
Более других по сюжету и мастерству исполнения интересна картина «Общественные бани на реке Неглинной». Рассматривая старинные планы Москвы, Васнецов обнаружил, что почти на всех планах с большой тщательностью изображены общественные бани, которые обычно строили близ рек и прудов. Бань в Москве было много, кроме того, при каждом состоятельном доме имелась своя «мыльная», устроенная с определенным комфортом.
В акварели Васнецова «Общественные бани» мы видим своеобразную постройку: высокое бревенчатое здание без крыши. Крыша заменялась толстым слоем дерна, уложенного прямо на бревенчатый настил потолка, очевидно, для сохранения тепла. Рядом с баней находился журавец для подъема воды в банные желоба из рек и прудов. Топились бани по-черному, и дым выходил сквозь маленькие отверстия в стенах. В небольших окошках едва мерцал огонек от светильников - подвесных железных плошек, наполненных растопленным салом. Около бани видны растирающиеся снегом обнаженные люди. Тут же неподалеку торговцы предлагают веники, деревянные ушаты, мочалки. Прекрасно переданы в акварели зимние морозные сумерки, опустившиеся над городом, и тяжелое свинцовое небо, на фоне которого четко выделяются белые столбы дыма.
В конце 1918 года Васнецов избирается председателем Комиссии по изучению старой Москвы при Московском археологическом обществе. С этого времени художник в течение нескольких лет работает над циклом картин-акварелей из истории Москвы для бывшего Коммунального музея (ныне Музей истории и реконструкции Москвы). В 20-е годы картин из истории Москвы, написанных маслом, у Васнецова почти не встречается.
Внимание художника неизменно привлекает Кремль. Именно с ростом Кремля - центра Москвы и всей Руси - его последовательным превращением из дубового в каменный связывает Васнецов и рост самого города. Следуя за автором, зритель видит постепенное изменение облика древней русской столицы, ощущает следы прошедшего времени. стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6

Продолжение...


Вид из окна столовой. Рябово, 1919