Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

Кроме поездки в Крым в 1924 году, А.М.Васнецов в 20-е годы совсем не покидал Москву. Совершать дальние путешествия ему стало трудно; и в эти годы он пишет этюды в парках Москвы - Лефортовском, Свешниковском, Найденовском (санаторий «Высокие горы»), на окраинах города - в Новодевичьем и Симоновом монастырях, а также в живописных местах Подмосковья - селе Коломенском, селе Узком и других.
Только выдающееся дарование уже пожилого больного мастера позволило ему создать цикл прекрасных этюдов, пожалуй, более интересных, чем все этюды предыдущих лет.
В письме к Н.Н.Хохрякову в 1925 году Васнецов радостно писал: «За этюдами молодеешь! Не правда ли? Особенно когда на природе и когда природа красива. Словно встретился опять с любимой девушкой - начинаешь вести с ней задушевные беседы, и хорошо, когда она отвечает взаимностью, то есть когда этюд удается».
И действительно, стряхнув с себя старость и болезнь, художник с головой уходит в работу, стремясь запечатлеть на холсте бесчисленные уголки родной природы.
Этюд «Мост в Кореизе» (1924, собрание В.А.Васнецова) - самый интересный пейзаж крымской поездки 1924 года; он поражает зрителя своим оптимизмом. В центре этюда горбатый каменный мостик. Под ним глубокая синяя тень, скрывающая ручей. За мостиком высятся стройные деревья с белыми стволами. По свежести и чистоте цветовой гаммы «Мост в Кореизе» не находит себе равных среди рассмотренных прежде этюдов.
Удивительной теплотой и интимностью веет от большого этюда «Троицкая церковь на Берсеневке» (1922, Русский музей), где изображен уютный замоскворецкий дворик при небольшой церковке. Все утопает в зелени, написанной очень разнообразно. Изогнутые ветви деревьев бросают прозрачные голубоватые тени на каменную стену церкви. Яркие васильковые купола гармонично увязаны в цвете с бледно-голубым небом. Здесь все пронизано солнечным светом и воздухом. Искрящуюся радость жизни, любовь к природе, вложил художник в этот глубоко лирический этюд.
Своеобразный композиционный прием использован Васнецовым в этюде «Вид на Дьяково с ходовой паперти церкви Вознесения в селе Коломенском» (1927, Русский музей). Весь первый план этюда занимает сводчатая арка церковного крыльца, сквозь которую зритель смотрит на утопающую в зелени Дьяковскую церковь. Довольно тщательно выписывает художник желто-серое, местами облупившееся старинное крыльцо и своеобразные архитектурные детали церкви. Здесь нет ярких тонов. Цветовая гамма приглушена. Рассеянный свет серого дня мягко скрадывает тона всех предметов.
В селе Коломенском, где Васнецов работал все лето 1927 года, он написал другой интересный этюд - «Ворота в башне Часозвона». По поводу своего пребывания в Коломенском художник писал: «Живу я в башне Часозвона, окно с железной решеткой, высокая сводчатая узкая комната, как каземат, холодно и сыровато, но при всем том интересно и занятно». Как видно из письма, Васнецова не смущали неблагоприятные жилищные условия в Коломенском. Главным для него была работа, ради которой он мог мириться с любыми житейскими неудобствами.
В этюде «Новодевичий монастырь. Башни» (1926, Русский музей) прекрасно передано солнечное освещение яркого летнего дня. Лучи солнца скользят по белокаменной башне монастыря, играют на песчаной дорожке, переливаются бликами на серо-голубой глади реки: тени легки и прозрачны.
Перед нами небольшой этюд «Аллея весной» (санаторий «Высокие горы»). Ранняя весна. Ослепительно голубое небо. Прозрачна свежая зелень кустов, покрытых первыми листьями. Пересеченная тенями аллея уходит от зрителя. Этюд написан жидкими красками, что придает ему особую легкость.
В этюде «Зимний городской пейзаж. Крыши» удачно использована разнообразная техника письма - корпусного на свету и жидкого в тени (кое-где оставлен почти чистый холст). Кирпичные трубы, написанные двумя-тремя смелыми мазками, умело решенные в тоне, создают воздушную перспективу. За крышами домов чувствуется сумрак затененных улиц. Скромные переходы от света к тени превосходно разрешают мотив освещенного солнцем снега.
В том же плане написан этюд «Уголок Москвы. Зима».
Особенной жизнерадостностью веет от небольшого этюда «Подснежники». Сочная зелень травы с вкрапленными в нее голубыми подснежниками гармонирует с лиловатыми кустами и деревьями на заднем плане. Все окутано кристально прозрачным воздухом, пронизано светом, напоено благоуханием ранней весны.
Пожалуй, лучшим московским этюдом является «Свешниковский парк. Весна». Яркое весеннее солнце. Прозрачные деревья и кусты еще не покрыты зеленью. Сквозь них светится голубая Яуза, к которой ведет тропинка, пересеченная ажурными тенями. На бугре за рекой силуэтом на фоне спокойного неба видны домики окраин. На первом плане среди яркой зелени травы сидят женщина и ребенок в белом. Спокойная умиротворенность разлита в природе. Чрезвычайно разнообразна техника письма: плотно написанные трава и дорожка сочетаются с почти акварельным приемом в передаче взятых против солнца стволов деревьев. Контраст света с прозрачными легкими тенями создает особенную воздушность.
Московские этюды Васнецова смело можно назвать «лебединой песнью» художника. Они поражают необычайной свежестью и чистотой цвета. В них вложил он все свои знания, все мастерство, всю любовь к родной русской природе. Во второй половине 20-х годов А.М.Васнецов еще более активно, чем в первые годы после Октябрьской революции, занимается общественной работой. К нему постоянно обращаются за консультацией по вопросам живописи, архитектуры и истории молодые советские художники, получая исчерпывающие ответы на интересующие их вопросы.
После прекращения деятельности Союза русских художников в 1923 году Васнецов выставляет свои произведения на весенней выставке 1923 года, Сибирской выставке 1925 года, а в 1927-1929 годах - на выставках ОХР (Общество художников-реалистов), в члены которого он вступил в 1927 году.
В 1923 году Васнецов был приглашен на педагогическую работу я техникум кустарной промышленности, где преподавал «академическое рисование» до 1930 года.
По воспоминаниям художников, историков и других лиц, близко знакомых с Васнецовым, он отличался необыкновенным трудолюбием и упорством, скромностью и принципиальной честностью как в жизни, так и в искусстве.
Обладая большой сдержанностью и спокойным характером, Аполлинарий Михайлович становился страстным и непримиримым, когда дело касалось защиты принципов реалистического искусства. Не менее возбужденным бывал он и тогда, когда возникал спор по вопросам дружбы и товарищества.
Достаточно ознакомиться с письмами Васнецова к друзьям-художникам, родным и близким, с его высказываниями по вопросам искусства, чтобы стал ясен облик этого замечательного художника-реалиста, беззаветно и бескорыстно преданного искусству, и человека кристальной чистоты и высоких моральных устоев.
Все знавшие лично Аполлинария Михайловича вспоминают его с чувством глубокого уважения.
Не только узами родства, но и тесной дружбой был связан Аполлинарий Михайлович со своим старшим братом, выдающимся художником Виктором Михайловичем Васнецовым, своим первым учителем и наставником на художественном пути. стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6

Продолжение...


Коломенское. Ворота башни Часозвон, 1927