Беспалова Л. о Васнецове
"Аполлинарий Васнецов". Монография Л.А.Беспаловой


Аполлинарий Васнецов. Фото 1921 года. Фотограф Роберт Йохансон

С 1918 по 1929 год Васнецовым на заседаниях комиссии сделано более тридцати пяти докладов по истории и археологии Москвы, всегда сопровождавшихся демонстрацией картин или рисунков с натуры, когда речь шла о раскопках памятников старины. Художник принимал участие в раскопках построек Белого города. Им лично были найдены и обследованы остатки башни Берсеневских водяных ворот, а также следы башен Сретенских и Яузских ворот.

В автобиографии Васнецов писал: «Комиссия по изучению старой Москвы дает богатые возможности для изучения памятников Москвы о докладам на заседаниях и по исследованиям памятников на месте».
Васнецов стремился как можно глубже и всестороннее изучить интересующие его вопросы из истории столицы. С пытливостью ученого он собирал для своей библиотеки старинные планы, панорамные виды Москвы, гравюры и чертежи старых зданий. Среди собранных им материалов было много уникальных вещей.
Несколько интересных статей Васнецова в советские годы было опубликовано в печати, среди них: «Способы передвижения в Москве XVII-XVIII веков», «Лесной торг в старой Москве» и другие.
Обладая большим запасом знаний, Васнецов охотно делился ими с окружавшими его людьми, особенно с молодежью. Художник Г.Б.Смирнов, знавший Васнецова в 20-е годы, с удовольствием вспоминает увлекательные прогулки с ним по Москве, Спокойно и неторопливо рассказывал Васнецов о встречавшихся на пути памятниках архитектуры. Казалось, он знал историю каждого дома, каждой пристройки, сделанной к нему в разное время, был знаком с жизнью его обитателей, с их бытом.

Помимо цикла картин из истории столицы Васнецов создал ряд произведений, где было показаны отдельные интересные сооружения старой Москвы. К ним относятся акварели «Пушечно-литейный двор» и «Семиверхая башня», находящиеся в Музее истории и реконструкции Москвы.
Пушечно-литейный двор, построенный в XV веке, был одной из знаменательных построек, свидетельствовавших о желании Руси стать независимой в экономическом отношении от Западной Европы. На Пушечном дворе русские мастера должны были выучиться лить пушки и колокола, в которых ощущалась острая потребность.
Васнецов изобразил Пушечно-литейный двор в XVI веке, когда он стал уже обширным и сложным сооружением. Его территория занимала большое пространство на левом берегу реки Неглинной.
В центре картины большое круглое камеи мое здание с высокой конусообразной крышей. Здесь находились плавильные печи. По сторонам двор был сплошь застроен кузницами, где производились последующие процессы обработки литья. За пушечным двором на горе деревянная усадьба боярина Собакина. Слева на мосту под двускатным навесом придорожная икона, перед которой усердно молится женщина.
В акварели показана сцена из повседневной жизни старой Москвы. Погожий солнечный день. Трудовая жизнь города идет полным ходом. Вовсю дымит плавильная башня, окутывая окрестности черным дымом. На мосту много народа. Здесь и русские в красочных национальных костюмах, и иностранцы, любующиеся панорамой города. Яркие, локальные цвета делают акварель очень жизнерадостной.
В другой акварели - «Семиверхая башня»,- показывающей одну из интересных построек Белого города, особенно сказалось дарование Васнецова-пейзажиста. Очень красиво светлое небо, на фоне которого величественно возвышается Семиверхая башни. По колористическому богатству - это одна из лучших акварелей - старой Москвы.
Специфичная черта жизни деревянного города нашла свое отражение в акварели «Лубяной торг на Трубе в XVII веке» (Музей истории и реконструкции Москвы).
Лесной (лубяной) рынок, находившийся за стеной Белого города, в районе современной Трубной площади, играл видную роль в деревянной Москве, подвергавшейся частым пожарам. В статье «Лесной торг в старой Москве» Васнецов подробно описывает содержание этой картины. На лесном торге москвичи могли купить бревна и тес для ремонта домов, бревенчатые срубы и готовые дома взамен сгоревших, домашние церкви - «обыденки», телеги, хворост и тому подобные предметы домашнего обихода, которые видны в большом изобилии на зеленом лугу в картине Васнецова.
У самой стены Белого города, за небольшой загородкой, виден питомник плодовых деревьев и кустов, которые москвичи покупали для своих садов. Саженцы, очевидно, привозили из окрестных деревень. В подтверждение своего мнения об имевшей место продаже саженцев фруктовых деревьев на лесном торге Васнецов приводит в виде доказательства старинные планы и гравюры, в частности план Сигизмунда 1610 года, где на рисунке торга запечатлен и питомник деревьев.
В этой картине художник, как и во многих других произведениях, использует высокий горизонт, который дает ему возможность показать множество предметов на лугу и за стеноп Белого города. Живописные качества пейзажа несколько снижает неприятно яркая, едкая зелень травы на первом плане картины.
Всего Васнецовым написано около ста пятидесяти картин из истории Москвы, Дмитрова, Ржева, Новгорода, Коломны, Серпухова, Воронежа и других русских городов в период XV-XVII веков. Значительная часть этих произведений исполнена художником в советские годы. Эта большая работа особенно интересна тем, что художник словно воскресил для нас страницы истории, верно показав развитие древнерусских городов.

В течение 20-х годов Васнецов пишет ряд картин, являющихся попытками создать значительные, монументальные пейзажи. Но ни одна из них не была удачна. «Пашня» (1921), «Сенокос» (1921), «Вятский пейзаж» (1927), «Долина» (1927) и другие - все они несравненно слабее множества этюдов, написанных в те же годы.
К тому же болезнь начинает подтачивать силы художника. В одном из писем 1927 года к Н.Н.Хохрякову А.М.Васнецов с горечью пишет: «Вздохнул бы полегче и отдался любимому делу, пописал бы, порисовал, пока глаза видят, руки действуют и не иссякли способности чувствовать природу, да чего-то внутри не хватает - силы, вдохновения, трудолюбия? Да, кажется, так».

Пейзаж «Долина» (1927, собрание МГУ им. Ломоносова) очень характерен для больших полотен мастера, написанных в последние годы жизни. Задумана картина интересно. Это величественная панорама среднерусской природы. С высокого лесистого холма смотрит зритель на изгибающуюся по широкой зеленой долине серебристую ленту реки.
Глубокая перспектива бескрайних далей, с полями, синеющими перелесками и белой стройной колокольной на высоком берегу реки, кажется особенно воздушной благодаря тому, что художник показывает долину сквозь просветы между деревьями первого плана. Тщательно, хотя и широко написанные, хорошо найденные в тоне, они прекрасно «держат» первый план, заставляя остальной пейзаж отойти в глубину картины. Как всегда, хорошо написано небо, материальны стволы деревьев, кусты и земля внизу картины.
И все же, несмотря на целый ряд безусловных достоинств, пейзаж не может идти в сравнение с лучшими вещами художника периода расцвета его дарования. Чего-то недостает или, может быть, что-то лишнее присутствует в картине, и впечатление художественной незавершенности, невысказанности всего, что хотел сказать художник, не покидает зрителя. Картина «не делает впечатления», как писал в своей книге «Художество» Васнецов. Нет в ней единого звучания, основной темы, целостного образа, ради которого и для выражения которого стоило писать монументальное произведение.

Особняком стоит картина «Шум старого парка» (1926, собрание В.А.Васнецова), она сближается по мотиву с «Элегией» 1893 года, написанной под влиянием декадентских настроении.
Поздние сумерки. У пруда на каменной скамье спиной к зрителю в задумчивой позе сидит седовласый старик. В доме, окруженном старинным парком, горит свет. Там идет жизнь, может быть, веселится молодежь, у которой все впереди, а здесь... только глухо шумят деревья и неумолимым холодом веет от покрытого рябью сине-стального пруда.
Несмотря на нарочитость композиции, узорчатость в трактовке листвы и декоративность цвета, «Шум старого парка» привлекает зрителей своей искренностью. Эта картина является произведением стареющего художника, и элегический характер ее глубоко связан с теми ощущениями физической слабости, при которой непосильной становится работа над большими, значительными картинами. стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5 - стр.6

Продолжение...