Русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов
Убедительно раскрыта в картине живописная красота этого сурового края в ее почти не тронутой первобытности. Сумрачны глубокие темно-зеленые и иссиня-серые тона далекой тайги. Величественно застыло перламутровое серебро реки. Яркие краски осени расцветили пейзаж, внося в него нотки взволнованной приподнятости. Золотые и рыжевато-красные тона осенних одежд берез и осин и цвет розовато-голубоватых облаков, вспыхивающих отсветами солнечного восхода, передают внутреннюю напряженность и романтическую взволнованность. Красочные пятна умело уравновешены и увязаны в тоне. Композиционное построение Камы тоже ясно и уравновешено. Неторопливый ход повествования напоминает по характеру торжественный и мерный ритм народного сказа. Господство горизонтальных форм в пейзаже подчеркивает недвижность и величие. Большую протяженность пространства картины дают почувствовать линейная перспектива спускающихся вниз к реке слева деревьев, широкий разворот высветленного полотна реки на втором плане, мастерски написанные уходящие вдаль и пропадающие за горизонтом облака. Выразительный пейзажный образ, созвучный картинам Васнецова, есть у Николая Заболоцкого в стихотворении «Север»:
В воротах Азии, среди лесов дремучих,
Где сосны древние стоят, купая в тучах
Свои закованные холодом верхи;
Где волка валит с ног дыханием пурги;
Где холодом охваченная птица
Летит, летит и вдруг, затрепетав,
Повиснет в воздухе, и кровь ее сгустится,
И птица падает, замерзшая, стремглав;
Где в желобах своих гробообразных,
Составленных из каменного льда,
Едва течет в глубинах рек прекрасных
От наших взоров скрытая вода;
Где самый воздух, острый и блестящий,
Дает нам счастье жизни настоящей...
Теги сайта: Кама. Пейзаж, русская живопись, картина, суровая неприветливая природа России осенью, галерея изобразительных искусств, галерея живописи, биография художника.
Чистый дух в океане лжи, обмана, эгоизма и лицемерия:Александр Бенуа, хорошо знавший Аполлинария, так вспоминал о нем: «Мне нравились его довольно наивные, и все же убедительные затеи «возрождения» прошлого обожаемой им Москвы и его попытки представить грандиозность и ширь сибирской природы. Познакомившись с ним поближе, я поверил в абсолютную чистоту его души, а также в тождество его духовной природы и его искусства. Да и наружность у «Аполлинаши» удивительно соответствовала его творчеству. Что-то девичье-чистое светилось в его несколько удивленном взоре, а его довольно пухленькие «ланиты» (слово это как-то особенно сюда подходит) рдели таким румянцем, какого вообще не найдешь у взрослых людей и у городских жителей... Прелестен был и его «сибирский» овор, еще более дававший впечатление чего-то истинно русского, нежели говор москвичей».