• Биография Васнецова
  • Темы Урала и Сибири
  • Монография Васнецова
  • Хроника жизни
  • Путь к вершинам
  • Закат жизни
  • Литература
  • Галерея картин
  • Шедевр «Озеро»
  • Старая Москва
  • Другие образы
  • Нестеров о Васнецове
  • Бенуа о Васнецове
  • Маковский о Васнецове
Галерея живописи

Если в первых пейзажах Васнецова, подобных «Серенькому дню», можно усмотреть идейную близость художника к ранним передвижническим пейзажам М.К.Клодта и другим представителям критического реализма в пейзаже, то уже в «Родине» звучит совсем новое восприятие родной природы. Здесь также много грустной задушевности, но необозримые просторы, быстро несущиеся облака и перемежающиеся пятна света и тени - все вместе, включая и композицию картины и ее цветовое разрешение, оставляет в зрителе ощущение приподнятости, определенной гордости за эту пустынную, столько выстрадавшую, но не смирившуюся и только словно застывшую и скованную на время страну. Не трудно понять, что столь сложное и в какой-то мере патетическое настроение немыслимо было бы выразить в пейзаже-этюде. Обращаясь к пейзажам Васнецова периода расцвета его дарования - «Кама», «Сибирь» и другие, - можно увидеть, что в них художник становится подлинным мастером пейзажа-картины, которая вполне может соперничать по глубине и силе воздействия на зрителя с лучшими картинами исторического и портретного жанра.

Например, в замечательной картине "Кама" преобладают спокойствие, уравновешенность всех ее частей, при которых напряжение отдельных цветовых пятен, сюжетно осмысленных, подчинено общему строю повествования. Тончайшие нюансы коричнево-красных и густозеленых тонов земли получают еще большую выразительность при сопоставлении с золотом осенней листвы. Теплый цвет неба, отливающего перламутром, переходит в холодновато-серый тон, который перекликается с голубым дымком, поднимающимся над шалашами. Надломленная березка в правом углу, выделяясь на фоне буро-красных кустов, дает напряженный аккорд белого цвета и как бы уравновешивает по цвету и тону светящееся небо в противоположной части картины. Это соединение общей уравновешенности больших контрастов и до предела напряженных пятен создает ощущение скрытой внутренней жизни природы, которая так захватывает зрителя.

В области развития эпического пейзажа-картины А.М.Васнецову принадлежит значительная роль в истории русской пейзажной живописи. Пожалуй, единственным русским художником, по-настоящему эпически понимавшим и изображавшим пейзаж, помимо Васнецова, был выдающийся гений мирового искусства - Александр Андреевич Иванов. В своих итальянских пейзажах он сумел намного опередить свое время; чувство эпичности выступает у него в каждом фрагменте пейзажа, в каждой ветке и камне. Несмотря на совершенно различные устремления и масштабы дарований А.М.Васнецова и А.А.Иванова, отдаленных друг от друга полустолетием, несмотря на совершенно противоположные мотивы их произведений (суровый Урал и цветущая Италия), взглянув с этой точки зрения на «Каму» Васнецова и пейзажи Иванова, невольно сознаешь внутреннюю связь этих различных произведений.

  • Живопись 1
  • Живопись 2
  • Живопись 3
  • Живопись 4
  • Баллада. Урал, 1897
  • В осадное сиденье. Троицкий мост и башня Кутафья, 1915
  • Утро, 1892
  • Утро, 1892
  • Горное озеро. Урал, 1892
  • Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в XVII век, 1918
  • Осень, 1910-е
  • Вьюжит. Метель. Старая Москва, 1904
  • Летний день
  • Московский Кремль при Иване III, 1921
  • Площадь в осажденном Китеже, 1906
  • Двор удельного князя
  • Флигель в Найденовском парке, 1920-е
  • Московский Кремль при Дмитрии Донском (Вероятный вид на Кремль Дмитрия Донского со стороны Боровицких ворот перед нашествием Тохтамыша в 1382 году), 1922
  • Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке, 1922
  • Красная площадь, 1897
  • Днепр перед бурей, 1888
  • Крымский вид, 1893
  • Стены деревянного города. Старая Москва (Стена деревянного города над рекой Яузой. Москва XVII века), 1920
  • Тополь, 1887
  • Облака, 1880-1890-е. Вариант этюда
  • Озеро, 1902
  • Кама, 1895
  • У Воробьевых гор

150-летию художника
Аполлинария Васнецова посвящается
» Автопостинг – https://livedune.com/ru/autoposting, отложенное размещение постов в соцсетях.
www.vasnec.ru, 2008-2014
по всем вопросам – app@vasnec.ru