Если в первых пейзажах Васнецова, подобных «Серенькому дню», можно усмотреть идейную близость художника к ранним передвижническим пейзажам М.К.Клодта и другим представителям критического реализма в пейзаже, то уже в «Родине» звучит совсем новое восприятие родной природы.
Здесь также много грустной задушевности, но необозримые просторы, быстро несущиеся облака и перемежающиеся пятна света и тени - все вместе, включая и композицию картины и ее цветовое разрешение,
оставляет в зрителе ощущение приподнятости, определенной гордости за эту пустынную, столько выстрадавшую, но не смирившуюся и только словно застывшую и скованную на время страну. Не трудно понять, что столь сложное и в какой-то мере патетическое настроение немыслимо было бы выразить в пейзаже-этюде.
Обращаясь к пейзажам Васнецова периода расцвета его дарования - «Кама», «Сибирь» и другие, - можно увидеть, что в них художник становится подлинным мастером пейзажа-картины, которая вполне может соперничать по глубине и силе воздействия на зрителя с лучшими картинами исторического и портретного жанра.
Например, в замечательной картине "Кама" преобладают спокойствие, уравновешенность всех ее частей, при которых напряжение отдельных цветовых пятен, сюжетно осмысленных, подчинено общему строю повествования.
Тончайшие нюансы коричнево-красных и густозеленых тонов земли получают еще большую выразительность при сопоставлении с золотом осенней листвы.
Теплый цвет неба, отливающего перламутром, переходит в холодновато-серый тон, который перекликается с голубым дымком, поднимающимся над шалашами. Надломленная березка в правом углу,
выделяясь на фоне буро-красных кустов, дает напряженный аккорд белого цвета и как бы уравновешивает по цвету и тону светящееся небо в противоположной части картины. Это соединение общей
уравновешенности больших контрастов и до предела напряженных пятен создает ощущение скрытой внутренней жизни природы, которая так захватывает зрителя.
В области развития эпического пейзажа-картины А.М.Васнецову принадлежит значительная роль в истории русской пейзажной живописи.
Пожалуй, единственным русским художником, по-настоящему эпически понимавшим и изображавшим пейзаж, помимо Васнецова, был выдающийся гений мирового искусства - Александр Андреевич Иванов.
В своих итальянских пейзажах он сумел намного опередить свое время; чувство эпичности выступает у него в каждом фрагменте пейзажа, в каждой ветке и камне.
Несмотря на совершенно различные устремления и масштабы дарований А.М.Васнецова и А.А.Иванова, отдаленных друг от друга полустолетием,
несмотря на совершенно противоположные мотивы их произведений (суровый Урал и цветущая Италия), взглянув с этой точки зрения на «Каму» Васнецова и пейзажи Иванова,
невольно сознаешь внутреннюю связь этих различных произведений.