Русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов
Убедительно раскрыта в картине живописная красота этого сурового края в ее почти не тронутой первобытности. Сумрачны глубокие темно-зеленые и иссиня-серые тона далекой тайги. Величественно застыло перламутровое серебро реки. Яркие краски осени расцветили пейзаж, внося в него нотки взволнованной приподнятости. Золотые и рыжевато-красные тона осенних одежд берез и осин и цвет розовато-голубоватых облаков, вспыхивающих отсветами солнечного восхода, передают внутреннюю напряженность и романтическую взволнованность. Красочные пятна умело уравновешены и увязаны в тоне. Композиционное построение Камы тоже ясно и уравновешено. Неторопливый ход повествования напоминает по характеру торжественный и мерный ритм народного сказа. Господство горизонтальных форм в пейзаже подчеркивает недвижность и величие. Большую протяженность пространства картины дают почувствовать линейная перспектива спускающихся вниз к реке слева деревьев, широкий разворот высветленного полотна реки на втором плане, мастерски написанные уходящие вдаль и пропадающие за горизонтом облака. Выразительный пейзажный образ, созвучный картинам Васнецова, есть у Николая Заболоцкого в стихотворении «Север»:
В воротах Азии, среди лесов дремучих,
Где сосны древние стоят, купая в тучах
Свои закованные холодом верхи;
Где волка валит с ног дыханием пурги;
Где холодом охваченная птица
Летит, летит и вдруг, затрепетав,
Повиснет в воздухе, и кровь ее сгустится,
И птица падает, замерзшая, стремглав;
Где в желобах своих гробообразных,
Составленных из каменного льда,
Едва течет в глубинах рек прекрасных
От наших взоров скрытая вода;
Где самый воздух, острый и блестящий,
Дает нам счастье жизни настоящей...
Теги сайта: Кама. Пейзаж, русская живопись, картина, суровая неприветливая природа России осенью, биография великого живописца, русская живопись, историческая живопись, галерея живописи, галерея живописи, древняя Москва, искусство.
Фрагменты монографии Л.А.Беспаловой об Аполлинарии Васнецове:В 1896 году А.М.Васнецов едет на Кавказ. Это путешествие поэтически описано им в дневнике «Поездка к Эльбрусу», опубликованном в 1897 году в журнале «Детский отдых» (свой рассказ художник сопровождает рисунками, выполненными во время поездки). Васнецов тонко и проникновенно описывает величественную природу Кавказа, находя для этого самые восторженные выражения. Несколько позже он писал по поводу поездки: «На Кавказе я был однажды, в 1896 году. Всходил на Малкский ледник Эльбруса, жил в Дарьяльском ущелье на станции Казбек, был в Тифлисе и проехал по плодородной Кахетии. После Урала и Крыма Кавказ произвел на меня своим величием неотразимое впечатление - снежные вершины и ледники, то теряющиеся в движущихся громадах облаков, то ослепительно блестящие на синеве неба, ущелья, пропасти, скалы, освещенные кровавым заревом заката, степные предгорья, как гигантские застывшие волны, заросшие азалиями»... читать полностью...