• Биография Васнецова
  • Темы Урала и Сибири
  • Монография Васнецова
  • Хроника жизни
  • Путь к вершинам
  • Закат жизни
  • Литература
  • Галерея картин
  • Шедевр «Озеро»
  • Старая Москва
  • Другие образы
  • Нестеров о Васнецове
  • Бенуа о Васнецове
  • Маковский о Васнецове
Галерея картин
На главную  -  Живопись художника  -  В Московском Кремле  -  Уральский пейзаж  -  Троице-Сергиева лавра  -  Валдайский монастырь  -  Торг в Нижнем Новгороде  -  Летний день  -  Ворота башни Часозвон  -  Красные скалы в Кисловодске  -  Семиверхая угловая башня Белого города  -  Троицкая церковь на Берсеневке  -  Утро  -  Крымский вид  -  У Воробьевых гор  -  Летний день  -  Флигель в Найденовском парке  -  Галереи
Аполлинарий Михайлович Васнецов. Галерея картин художника - Кама, 1895
река
Кама, 1895
Русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов
Особое величие исходит от панорамы полноводной могучей реки с гористыми берегами, заросшими хвойным и лиственным лесом. В предрассветный час холодной осени застыла природа, ожидая солнца. Сошли, поднялись туманы, обнажив далекие просторы реки и противоположный гористый берег. Уже загорелись багровыми отблесками от далеко встающего солнца облака. Студеная нахмурившаяся Кама будто и не движет свои сонные воды. Огромная мощь чувствуется и во внешней застылости всего, и в торжественной тишине, которая царит в картине. Видно, что и сюда, на берега Камы, в эти дремучие неизведанные края пришел человек. Дым костра поднимается над шалашами лесорубов на опушке леса. Сильные руки людей обнажают берега реки, и темные полчища лесов отступают под их натиском. Но окончательно победить природу, кажущуюся вечной и несокрушимой, нелегко. Тяжелым трудом, клочок за клочком отвоевывают лесорубы землю у тайги. Они чувствуют себя здесь еще не очень уверенно. В хаотическом беспорядке свалены срубленные будто в спешке деревья, на время построены жилища.

Убедительно раскрыта в картине живописная красота этого сурового края в ее почти не тронутой первобытности. Сумрачны глубокие темно-зеленые и иссиня-серые тона далекой тайги. Величественно застыло перламутровое серебро реки. Яркие краски осени расцветили пейзаж, внося в него нотки взволнованной приподнятости. Золотые и рыжевато-красные тона осенних одежд берез и осин и цвет розовато-голубоватых облаков, вспыхивающих отсветами солнечного восхода, передают внутреннюю напряженность и романтическую взволнованность. Красочные пятна умело уравновешены и увязаны в тоне. Композиционное построение Камы тоже ясно и уравновешено. Неторопливый ход повествования напоминает по характеру торжественный и мерный ритм народного сказа. Господство горизонтальных форм в пейзаже подчеркивает недвижность и величие. Большую протяженность пространства картины дают почувствовать линейная перспектива спускающихся вниз к реке слева деревьев, широкий разворот высветленного полотна реки на втором плане, мастерски написанные уходящие вдаль и пропадающие за горизонтом облака. Выразительный пейзажный образ, созвучный картинам Васнецова, есть у Николая Заболоцкого в стихотворении «Север»:

В воротах Азии, среди лесов дремучих,
Где сосны древние стоят, купая в тучах
Свои закованные холодом верхи;
Где волка валит с ног дыханием пурги;
Где холодом охваченная птица
Летит, летит и вдруг, затрепетав,
Повиснет в воздухе, и кровь ее сгустится,
И птица падает, замерзшая, стремглав;
Где в желобах своих гробообразных,
Составленных из каменного льда,
Едва течет в глубинах рек прекрасных
От наших взоров скрытая вода;
Где самый воздух, острый и блестящий,
Дает нам счастье жизни настоящей...

Теги сайта: Кама. Пейзаж, русская живопись, картина, суровая неприветливая природа России осенью, древняя Москва, картины-пейзажи, художники Аполлинарий и Виктор Васнецовы, галерея живописи, биография великого живописца, галерея живописи, искусство.

Фрагменты монографии Л.А.Беспаловой об Аполлинарии Васнецове:

В 1896 году А.М.Васнецов едет на Кавказ. Это путешествие поэтически описано им в дневнике «Поездка к Эльбрусу», опубликованном в 1897 году в журнале «Детский отдых» (свой рассказ художник сопровождает рисунками, выполненными во время поездки). Васнецов тонко и проникновенно описывает величественную природу Кавказа, находя для этого самые восторженные выражения. Несколько позже он писал по поводу поездки: «На Кавказе я был однажды, в 1896 году. Всходил на Малкский ледник Эльбруса, жил в Дарьяльском ущелье на станции Казбек, был в Тифлисе и проехал по плодородной Кахетии. После Урала и Крыма Кавказ произвел на меня своим величием неотразимое впечатление - снежные вершины и ледники, то теряющиеся в движущихся громадах облаков, то ослепительно блестящие на синеве неба, ущелья, пропасти, скалы, освещенные кровавым заревом заката, степные предгорья, как гигантские застывшие волны, заросшие азалиями»... читать полностью...

« Vasnetcov downside-All Vasnetcov Paintings-Vasnetcov upside »

150-летию художника
Аполлинария Васнецова посвящается
»
www.vasnec.ru, 2008-2014
по всем вопросам – app@vasnec.ru