Исторические пейзажи Васнецова созданы на серьезном научном фундаменте, на основе внимательно изученных исторических документов, памятников древнерусского зодчества и археологических изысканий, позволивших ему верно представить архитектурный облик старой Москвы.
Творческое воображение помогало художнику обобщать и дополнять фактические сведения, почерпнутые из исторических источников о древней столице, и воссоздавать правдивые картины ее далекого прошлого.
Исторические пейзажи Васнецова отнюдь не являются протокольной реконструкцией облика Москвы XII-XVII веков. Они исполнены поэзии и воскрешают образы прошлого Москвы с большой художественной убедительностью.
Ни до Васнецова, ни после него никого из художников не интересовал так серьезно и глубоко архитектурный пейзаж старой Москвы. В картинах из истории Москвы Васнецов выступил основоположником исторического пейзажа - особого жанра в русской живописи, воссоздающего облик древних русских городов на основе исторических документов и археологических изысканий.
Мрачная страница русского Средневековья наглядно представлена в картине «Московский застенок. Конец XVI века» (1912). Здесь архитектурный фон образует Константино-Еленинская башня Московского Кремля. К ней в XVI столетии был пристроен так называемый «застенок» - пыточная камера времен Ивана Грозного и Бориса Годунова. Событие, представленное в картине, заставляет содрогнуться от ужаса. В письме своему брату Аркадию Михайловичу сам художник так рассказал об этой сюжетной ситуации: «Написал картину Московский застенок конца XVI века. Перед воротами застенка выброшены трупы людей, замученных на пытках, и за ними пришли родственники и знакомые, чтобы похоронить - тема почти современная нам». Эти слова хорошо
раскрывают отношение автора к жестокости, насилию и бесправию, которыми так часто сопровождалась наша история.
Ценность наследия Аполлинария Васнецова для русской художественной культуры велика. Его эпические пейзажи имеют большое значение для советских художников-пейзажистов, работающих над созданием монументальных полотен, прославляющих величие природы нашей Родины.
Разнообразные по сюжетам и правдивые но содержанию исторические пейзажи Москвы ценны прежде всего как художественные произведения, показывающие, каких результатов образного представления можно достичь, внимательно изучив документальные материалы истории. Кроме того, картины Васнецова могут служить подспорьем для историков и археологов,
изучающих прошлое Москвы, для театральных художников и работников кино, создающих спектакли и кинофильмы на исторические темы,
а также для художников, работающих над темами, связанными с историей нашей столицы.