• Биография Васнецова
  • Темы Урала и Сибири
  • Монография Васнецова
  • Хроника жизни
  • Путь к вершинам
  • Закат жизни
  • Литература
  • Галерея картин
  • Шедевр «Озеро»
  • Старая Москва
  • Другие образы
  • Нестеров о Васнецове
  • Бенуа о Васнецове
  • Маковский о Васнецове
Галерея картин
На главную  -  Живопись художника  -  В Московском Кремле  -  Уральский пейзаж  -  Троице-Сергиева лавра  -  Валдайский монастырь  -  Торг в Нижнем Новгороде  -  Летний день  -  Ворота башни Часозвон  -  Красные скалы в Кисловодске  -  Семиверхая угловая башня Белого города  -  Троицкая церковь на Берсеневке  -  Утро  -  Крымский вид  -  У Воробьевых гор  -  Летний день  -  Флигель в Найденовском парке  -  Галереи
Аполлинарий Михайлович Васнецов. Галерея картин художника - Озеро, 1902
озеро
Озеро, 1902
Русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов
«Озеро» - вершина пейзажного наследия Аполлинария Васнецова. Тончайшая гамма разнообразных градаций зеленого цвета, его перламутрово-серебристых оттенков и контрастных охристых вкраплений доносит очарование холодной северной природы. Обобщение пластических форм позволяет создать ощущение мира, связанного с чем-то нереальным, сказочным. Выразительно причудливое, почти неправдоподобное переплетение мохнатых, раскидистых лап деревьев, четко вырисовывающееся на фоне неба. Известная доля декоративной условности, резкость контрастов светлых и темных тонов усиливают выразительность и необычность природы. В своем символическом подтексте картина «Озеро» содержит идеи соотношения природы и человека. Вечная жизнь земли, воды и неба противопоставлена бренности человеческого бытия. Величие Матери-земли и воды как символа времени, в котором утонули поколения людей, подчеркивает незначительность действий человека в этой среде. Некоторые исследователи, начиная с Александра Бенуа, усматривали в пейзажах Аполлинария Васнецова влияние скандинавских художников, произведения которых часто экспонировались на выставках общества «Мир искусства». Надо сказать, что художник при общей близости к приемам и формам развивающегося тогда стиля модерн нашел свой оригинальный язык, по-своему выразил эпичность, сказочность и национальное своеобразие северной русской природы.

У озера печального - цветы,
В сиянье первозданной красоты.
Вот, этим летом выросли опять,
Хотят, быть может, что-то мне сказать...

А лес угрюмый всё стоит стеной,
Молча таинственною синей тишиной...
Быть может спит, а, может, что-то ждёт...
Скорее - просто сказку стережёт.

О чём же сказка? Что таит вода?
Печально озеро - не видно ни следа...
Поведай, что под тёмною водой?
Какую тайну унесло с собой?

Я знаю, что-то хочешь рассказать,
Чтоб мы о чём-то вспомнили опять...
Быть может, вовсе ты и не молчишь -
Цветами чистыми со мною говоришь...

Ты помнишь - был такой же летний день,
У леса воду пил прохладную олень,
А на лужку здесь девочка играла,
Она цветы в охапку собирала,

Плела венок, и звонко песню пела,
Над нею в небе орлица летела,
Лошадка мирно белая паслась,
А возле - кошка сладко улеглась :)

Казалось - всё светло и беззаботно,
И тьмы озёрной не было холодной.
И лес какой-то чистый и рассветный,
И ветерок не колкий, а приветный...

Селенье было там, и люди жили,
И, как-то они жизнью дорожили,
Любили солнце, и любили свет -
Так было много - много лет...

И озеро жило, не тосковало,
В луче рассветном - музыка звучала...
И каждый рисовал свою картину,
И всё в мечте сливалось воедино.

Потом... ушли оттуда люди в города...
Нет, не хочу! Хочу я вновь туда!
Где воздух чист, лесной где аромат,
Где ночью звёзды с неба говорят,

Где в озере - зеркальная вода.
Хочу я там остаться навсегда!
Хочу, как раньше, светлые мечты...
Как эти трепетные белые цветы...

(C) С.Ч., 2013

Теги сайта: Озеро. Известная картина художника Васнецова. Загадочный, мистический, волшебный пейзаж в живописи, историческая живопись, галерея живописи, картины-пейзажи, галерея живописи, русская живопись, древняя Москва, искусство.

Фрагменты монографии Л.А.Беспаловой об Аполлинарии Васнецове:

В 1896 году А.М.Васнецов едет на Кавказ. Это путешествие поэтически описано им в дневнике «Поездка к Эльбрусу», опубликованном в 1897 году в журнале «Детский отдых» (свой рассказ художник сопровождает рисунками, выполненными во время поездки). Васнецов тонко и проникновенно описывает величественную природу Кавказа, находя для этого самые восторженные выражения. Несколько позже он писал по поводу поездки: «На Кавказе я был однажды, в 1896 году. Всходил на Малкский ледник Эльбруса, жил в Дарьяльском ущелье на станции Казбек, был в Тифлисе и проехал по плодородной Кахетии. После Урала и Крыма Кавказ произвел на меня своим величием неотразимое впечатление - снежные вершины и ледники, то теряющиеся в движущихся громадах облаков, то ослепительно блестящие на синеве неба, ущелья, пропасти, скалы, освещенные кровавым заревом заката, степные предгорья, как гигантские застывшие волны, заросшие азалиями»... читать полностью...

« Vasnetcov downside-All Vasnetcov Paintings-Vasnetcov upside »

150-летию художника
Аполлинария Васнецова посвящается
»
www.vasnec.ru, 2008-2014
по всем вопросам – app@vasnec.ru