Аполлинарий Михайлович Васнецов. Галерея картин художника - Тайга на Урале. Синяя гора, 1891
Тайга на Урале. Синяя гора, 1891
Русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов
Величавое повествование о жизни могучей природы Урала ведет в этой картине Васнецов. Большими, обобщенными массами уходят за озером вдаль леса, постепенно покрывающиеся синеватой дымкой. Струя дыма от далекого охотничьего костра поднимается, растворяясь над тайгой. Далеко-далеко над лесом испуганные чем-то беспокойно кружат птицы.
Горизонт замыкает сложный силуэт синей горы. Мглистые, свинцовые тучи, проносящиеся по небу и своим движением контрастирующие с застывшей неподвижностью леса, усиливают ощущение тревожного ожидания.
Сумрачно застыла тайга, молчание царит в картине. Может быть, природа ждет урагана - единственного хозяина этих глухих мест. И тогда нарушится ее тишина: завоет сердитый ветер и застонут под ним стволы деревьев. А пока - молчит тайга, хранит свою тайну озеро, тревожно несутся тучи, все чего-то ждет непроходимый бор.
Безукоризненно композиционное построение полотна. С высоты смотрит зритель на развернувшуюся перед ним суровую панораму. Диагональный сход склона, уравновешенный слева формами полуупавшего дерева, уводит взгляд вдаль, заставляя почувствовать всю глубину пространства. С горизонтальными, уходящими в глубину
массивами лесов, создающих ощущение вековой неподвижности и покоя, вступают в контраст линии вертикально застывших деревьев. Будто на смену старому засохшему дереву высоко поднялась рядом стройная пихта в правой части картины. Как часовой, как дозорный, охраняющий
тайны неприступной тайги, застыла она, упираясь вершиной в небо. При этом общее диагональное расположение масс пейзажа подчеркивает внутреннее напряжение и беспокойство. Выразителен колорит полотна.
Приглушенные свинцово-серые, лиловато-синие, темно-зеленые краски передают зловещую статичность, сказочность, заколдованность тайги.
Теги сайта: Тайга на Урале. Синяя гора. Русская живопись, Уральский пейзаж, дикая нетронутая природа с болотом, галерея живописи, древняя Москва, картины-пейзажи, братья Васнецовы, художники Аполлинарий и Виктор Васнецовы, русская живопись, искусство.
Фрагменты монографии Л.А.Беспаловой об Аполлинарии Васнецове:
В 1896 году А.М.Васнецов едет на Кавказ. Это путешествие поэтически описано им в дневнике «Поездка к Эльбрусу», опубликованном в 1897 году в журнале «Детский отдых»
(свой рассказ художник сопровождает рисунками, выполненными во время поездки). Васнецов тонко и проникновенно описывает величественную природу Кавказа, находя для этого самые восторженные выражения.
Несколько позже он писал по поводу поездки: «На Кавказе я был однажды, в 1896 году. Всходил на Малкский ледник Эльбруса, жил в Дарьяльском ущелье на станции Казбек, был в Тифлисе и проехал по плодородной Кахетии.
После Урала и Крыма Кавказ произвел на меня своим величием неотразимое впечатление - снежные вершины и ледники, то теряющиеся в движущихся громадах облаков, то ослепительно блестящие на синеве неба, ущелья, пропасти, скалы, освещенные кровавым заревом заката,
степные предгорья, как гигантские застывшие волны, заросшие азалиями»...
читать полностью...