и общественный деятель
Начало XX века в культуре - время экспериментов, поисков, выработки нового художественного языка. Шла ломка прежней ренессансной системы, основой которой была ориентация на реальное изображение человека и окружающего мира. Крайности радикальных новаций не могли не вызвать протеста старого мастера.
Как представитель реалистической традиции,
Васнецов не принимал новейших направлений. Он резко выступал против экспериментов в области художественной формы: «В последнее время среди художников и критиков существует тенденция, сущность которой сводится на положение: «не важно, что писать, а важно, как писать». Это почти равносильно отрицанию одного из тезисов: внутреннего образа, постигаемого
глубоким внутренним чувством, что обыкновенно принято называть «содержанием»».
Особую неприязнь Васнецова вызывали так называемые декаденты, представители «упаднического» искусства. Смысл этого, в те времена негативного, ругательного термина был уже достаточно размыт. Автор относил его не столько к Врубелю и художникам общества «Мир искусства», сколько к представителям салонного варианта стиля модерн и авангардного искусства.
Васнецов полагал, что видоизменение пластического языка живописи XX века обусловлено чисто внешними причинами: модой и товарно-денежными отношениями: «Изысканность манеры живописи, утонченная чувственность произведений декадентов всецело объясняются господствующими потребностями.
Борьба за существование делает этот подбор твердой рукой.
Художнику, по внутреннему складу хотя и более глубокому и искреннему, приходится отставать в общем потоке, и чтобы примкнуть к нему, необходимо делать то, что «ходко идет на базаре». Неожиданности, курьезы до дикости в произведениях декадентов - все это есть результат борьбы за существование: во что бы то ни стало выделиться, прокричать о себе, быть замеченным среди массы произведений,
удовлетворяющих модным требованиям».
Эстетические взгляды и оценки Аполлинария Васнецова находили применение в его педагогической практике. Им руководили искреннее желание отстоять принципы реализма и надежда на возрождение здоровых национальных традиций русского искусства, хотя и несколько архаического плана. Из этого следует, что Васнецов стоял на позициях умеренного новаторства.
Аполлинарий Васнецов. Фото
Веря в силу искусства и надеясь на его будущее развитие, он сформулировал свою наивно-утопическую идею соединения искусства с жизнью, предлагая свой вариант «монументальной пропаганды»: «Не умрет искусство потому, что оно есть проявление самосознания человека... Искусство может быть могучим рычагом в умственном и нравственном развитии народа благодаря своей непосредственности впечатления как «пластического образа», который можно всегда видеть».
Наделенный недюжинным литературным даром Аполлинарий Васнецов великолепно владел словом. Недаром в юности он даже собирался стать писателем. Еще в 1880-1890-е годы он опубликовал в журналах «Живописное обозрение», «Царь-колокол», «Артист» и «Детский отдых» свои беллетристические очерки о деревенской жизни и поездках на Урал и Кавказ.
Позднее подобные рассказы печатались в журналах «Осколки» (1916) и «Нива» (1917). И это, не считая публикаций в Трудах Московского археологического общества и Русского астрономического общества. Подводил итоги своей жизни и творчества старый художник в автобиографии «Как я сделался художником и как и что работал», полностью изданной в 1957 году.
Все это подтверждает, сколь многогранной и многоодаренной была личность Аполлинария Васнецова - художника, ученого, мастера слова.
Далее...