Русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов
Необычное освещение усиливает сказочный характер образа. Сырой и прохладный воздух раннего утра, туман, поднимающийся от воды, окутывают и смягчают формы и контуры, подчеркивая переходное состояние природы. Оно хорошо ассоциируется с музыкальной темой «Рассвета на Москве-реке» из оперы Мусоргского «Хованщина». К этой опере Васнецов не так давно, в 1897 году, делал декорации, и ее мелодии здесь оказались созвучными живописному строю картины.
Создавая это произведение, художник должен был сделать в своем творчестве важный следующий шаг: перейти от создания пейзажных образов, скомпонованных на основе натурных этюдов, к целиком «сочиненным» историко-архитектурным видам исчезнувшей в веках Москвы. Отправными точками здесь были только формы сохранившейся каменной архитектуры Кремля да мастерски воссоздаваемое состояние природы, которая в картинах Васнецова становилась выразительным аккомпанементом образному строю картины. И эту проблему он решил. Созданный образ отличают и достоверность исторического облика прошлого, и общая суровость, тяжелость колорита русского Средневековья, и лирические нежные обертоны. Таким образом, лирические и былинно-эпические ноты оказались здесь неразрывно переплетенными.
Теги сайта: На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века. Историческая картина, городской пейзаж Старой Москвы, древняя Москва, русская живопись, историческая живопись, галерея живописи, братья Васнецовы, картины-пейзажи, искусство.
Фрагменты монографии Л.А.Беспаловой об Аполлинарии Васнецове:В 1896 году А.М.Васнецов едет на Кавказ. Это путешествие поэтически описано им в дневнике «Поездка к Эльбрусу», опубликованном в 1897 году в журнале «Детский отдых» (свой рассказ художник сопровождает рисунками, выполненными во время поездки). Васнецов тонко и проникновенно описывает величественную природу Кавказа, находя для этого самые восторженные выражения. Несколько позже он писал по поводу поездки: «На Кавказе я был однажды, в 1896 году. Всходил на Малкский ледник Эльбруса, жил в Дарьяльском ущелье на станции Казбек, был в Тифлисе и проехал по плодородной Кахетии. После Урала и Крыма Кавказ произвел на меня своим величием неотразимое впечатление - снежные вершины и ледники, то теряющиеся в движущихся громадах облаков, то ослепительно блестящие на синеве неба, ущелья, пропасти, скалы, освещенные кровавым заревом заката, степные предгорья, как гигантские застывшие волны, заросшие азалиями»... читать полностью...