Островский о В.Васнецове
Григорий Островский о Викторе Васнецове, брате Аполлинария Васнецова


Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами

Кто не знает легендарной буденовки, ставшей символом героических лет гражданской войны? Воин в краснозвездном шлеме и шинели с "разговорами", как называли тогда нашивные поперечные полосы на груди, стал олицетворением народа, поднявшегося на борьбу за новую жизнь. Но немногие знают, что автором проекта этой военной формы был художник В.Васнецов.

Эту форму - головной убор, напоминающий шлем древнерусских дружинников, и шинель наподобие стрелецкого кафтана - он создал еще за несколько лет до революции и, наверно, меньше всего ожидал, что впервые ее наденут бойцы легендарной Первой Конной С.Буденного. История внесла существенную поправку, и замысел художника обрел совсем иную жизнь.

Ученик И.Крамского и П.Чистякова, Васнецов начинал свой творческий путь как художник-жанрист, наблюдательный и вдумчивый бытописатель народной жизни. В таких картинах, как «Книжная лавочка» (1876) и «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), звучали ноты сочувствия к «маленьким» людям, возмущения социальной несправедливостью. Картина «Преферанс» (1879), напоминающая о традициях П.Федотова, пронизана иронией к духовной нищете обывательского существования.

Но не эти полотна составили славу Виктора Васнецова. На рубеже 1870-1880 годов он оставляет бытовой жанр и с увлечением погружается в мир героических былин и народных сказок, поэтических преданий и легенд. «Большой поэт, певец далекого эпоса нашей истории, нашего народа, родины нашей»,- говорил о нем М.Нестеров. С Васнецовым в русскую живопись вошел мир русской сказки, мир света и правды, непременного торжества добра над злом, мир, где воедино сплелись дерзкая фантазия и трезвая реальность, высокая поэзия, героический пафос, добрый юмор.

Словно гигантская птица, парит в небе ковер-самолет, и стоящий на нем русский витязь приветствует занимающийся на горизонте рассвет; ослепительно сверкает в клетке плененная жар-птица («Ковер-самолет», 1880). На опушке леса на сером «горючем» камне сидит Аленушка; здесь, наедине с родной природой, что словно замерла, затаив дыхание, может она дать волю своей безысходной печали («Аленушка», 1881). Через лес дремучий, сквозь чащу непроходимую мчится серый волк, а на нем отважный царевич и прекрасная девица («Иван-царевич на сером волке», 1889).

Всю жизнь Васнецов - и это стало главной, ведущей идеей его творчества - стремился найти такой образный лад и изобразительный язык, которые выразили бы в этих сказочных и легендарных сюжетах черты национального характера, присущие народу лиризм, поэтичность и душевную чистоту, мужество и патриотизм, постоянную готовность к ратному подвигу во имя свободы и независимости родной земли. «Я не историк - художник. Я только сказочник, былинник, живописный гусляр!».

Героическая тема нашла свое воплощение в таких полотнах Васнецова, как «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880), торжественно скорбном и величавом, «Бой скифов со славянами» (1881), «Витязь на распутье» (1882), наконец, в «Богатырях» (1898) - наиболее капитальном создании Васнецова и одной из вершин русской живописи второй половины XIX века. «Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли ворога, не обижают ли где кого», - так сформулировал сюжет картины сам художник.

Богатырь в нашем представлении - это прежде всего воплощение смелости, отваги, физической силы. Таковы и герои картины - могучий Илья Муромец, выдержать которого может лишь сказочный Воронеюшка («И конь под Ильей, словно лютый зверь, он сам на коне, как ясный сокол»), и Добрыня Никитич - вдумчивый и настороженный, и младший из них, стройный и гибкий Алеша Попович. Но в былинном эпосе богатыри не только сильные и непобедимые, но и мудрые.

Не для-ради князя Владимира,
Не для-ради княгини Апраксин,
А для бедных вдов и малых детей
Я иду служить за веру христианскую
И за землю российскую,
Да и за стольние Киев-град,
За вдов, за сирот, за бедных людей,- говорится в одной из онежских былин.

Таким создал русских богатырей народ, таким изобразил их и Виктор Васнецов. Не сразу и нелегко нашлось образное и пластическое решение картины - монументальной по значимости идеи, формам, масштабам.

Почти двадцать лет, хотя и с перерывами, работал художник над «Богатырями». Особенно упорно искал он тип и характер центрального образа картины - Ильи Муромца. И, как это нередко бывает, помог случай.

Однажды зимой, у Дорогомиловского моста в Москве, где обычно собирались ломовые извозчики, Васнецову повстречался владимирский крестьянин Иван Петров с простым и открытым добродушным лицом, чистыми и светлыми глазами, ладный, крепко сбитый, словно излучавший большую и в то же время разумную, сдержанную силу.

В каждом его слове, жесте, движении ощущались уверенность в себе, чувство собственного достоинства, какая-то своеобразная и мужественная красота. Восхищенный художник уговорил Петрова прийти к нему в мастерскую и в несколько сеансов написал с него большой портретный этюд, послуживший основой для образа Ильи Муромца.

Васнецову удалось схватить и запечатлеть главное в своем случайном знакомце - спокойную ясность простого крестьянского лица, зоркость и прозорливость светлого умного взгляда.

«Богатырем русской живописи» назвал художника М.Горький, таким он и остался в ряду крупнейших художников второй половины XIX века.

Бенуа о Викторе Васнецове...


Виктор Васнецов. Три богатыря